Информация предоставлена сайту http://ru.hr-activists.net/ одним из работников завода, который предпочел остаться анонимом.
С августа 2009 года работники судостроительного завода имени 61 коммунара не получают заработную плату. Руководство завода аргументирует такое положение вещей на предприятии тем, что у завода нет серьезных заказов, а соответственно нет денег, чтобы выплатить зарплату своим работникам. В период с августа 2009 года по сегодня в некоторые месяцы работники получали по 200-300 гривен, а в большинстве – ничего.
На все жалобы и прошения решить вопрос бывший директор завода, который ушел с должности в апреле 2011 года, Козырев Игорь Николаевич, к которому, по словам работников, всегда было сложно попасть или получить какой-то ответ, немногословно пояснял своим подчиненным: «Денег нет, ничего не могу поделать».
В апреле этого года на должность директора завода заступил начальник одного из цехов, Михайлюк Владимир Иванович. Либо по стечению обстоятельств (в это время у завода был довольно большой заказ), либо действительно из-за смены руководства, после прихода нового начальника работникам были выплачены деньги за апрель и май этого года в полном объеме (опять же, возможно не всем, но работнику, который вел со мной беседу). За июнь расчета ещё не было.
По словам моего собеседника, сегодня завод в среднем должен каждому работнику по 23-25 тысяч гривен, на что есть соответствующие документы из бухгалтерии. Получают ли зарплату директор и остальное руководство завода? Работники догадываются, что да. Причем, большое возмущение у сотрудников предприятия вызывает заявление нового директора Михайлюка, который считает, что долги «до него» его не касаются, и он ими заниматься не будет. Надежда на выплаты задолженностей у работников завода постепенно гаснет.
Сегодня завод живет за счет поддержания «жизнедеятельности» и обслуживание недостроенного крейсера «Украина», а также за счет судоремонта. Но и по поводу него остаются вопросы: заказы на ремонт суден чаще всего производят работники не завода, а частных мелких фирм, иногда иногородних. Работники лишь обслуживают работу этих «частников», предоставляя им свет, тепло, сжатый воздух и т.д. Почему исполнять заказы завода не могут его же работники, которые по причине «отсутствия заказов» не получают вознаграждения за труд, остается большим открытым вопросом. Тем временем, сотрудники изо дня в день убирают и облагораживают территорию завода, приводят в порядок свои рабочие места и всё ждут – зарплаты за прошлое, и работы на будущее.
В 2009-2010 году по инициативе и под организацией одного из сотрудников-активистов завода, координатора независимых профсоюзов завода им. 61 коммунара «Защита справедливости» и «Трудящиеся» Игоря Бойко, проходили митинги, собирались подписи под обращениями президенту и правительству. Работники завода выходили на акции протеста под прокуратурой Центрального района, под Областную государственную администрацию, где демонстративно сжигали чучело директора завода.
Последний такой митинг прошёл в феврале 2010 года. Временем позже на предприятии стало известно, что активист Игорь Бойко умер от несчастного случая, упав насмерть, подрезая дерево на своем участке. То, что смерть произошла в период с 24 до 3 ночи, наводит на мысль семью погибшего правозащитника и его сотрудников, что это не несчастный случай, а связана с его активной протестной деятельностью на заводе. После смерти единственного активиста больше не проходило митингов, пикетов, новых инициаторов не нашлось. «Правильно говорят, людей нужно организовывать, поднимать, а после Бойко нас некому организовать, нет больше таких», – рассказывает мне мой собеседник.
Следует отметить, что периодически публикуются заметки в местных газетах, где от лица прокурора или администрации завода повествуется о том, что на заводе им. 61 коммунара «все хорошо» с заработными платами. Профком завода молчит, подозревают, что давно под колпаком администрации, так как его председатель, Головченко Николай Яковлевич, на вопросы работников отвечает также, как и директор: «Ничего не могу поделать, у завода пока нет денег».
Мой собеседник также рассказал мне о том, что в декабре 2010 года пришло решение суда, в который была подана жалоба. Суд обязал администрацию завода выплатить все задолженности перед работником через исполнительную службу. Прошло с тех пор больше, чем полгода, исполнительная служба, по словам моего собеседника, арестовывает счета завода и выплачивает потихоньку людям деньги. Но и на счетах они появляются редко и в небольших количествах. К примеру, недавно завод продал дорогостоящий станок одного из цехов, и в апреле работникам выдали зарплату.
Денег нет, а судоремонт проводят частные фирмы. Каждый работник предприятия заботиться о том, что даже если и долги вернут, то эти деньги будут обесценены по сравнению с их ценностью в 2009 году. А ещё возмущены тем, что так как в Пенсионный фонд при отсутствии зарплаты соответственно не уходят отчисления, людям не считается стаж.
Если администрация завода до сих пор не объявляет предприятие банкротом, не рассчитывается с работниками, то логично, что за этим стоит чей-то большой интерес, реализация которого грубо нарушает ст. 43 Конституции Украины, что происходит уже почти 2 года.