В центре Харькова молодежь готовит особняк для переселенцев. Вот уже две недели десять энтузиастов облагораживают двухэтажку на пл. Руднева, 30. Работу себе загадали трудную, но довести ее до конца намерены всерьез, а чтобы дело лучше спорилось волонтеры поселились прямо в стенах будущего центра.
Дом, который со временем должен приютить переселенцев, пустует не один год. Большое старое здание без окон и дверей давно нагоняло страх на местных жителей и привлекало бродяг. Разрешения на его ремонт ребята не спрашивали. Присмотрев помещение для своих целей, поселились здесь и стали его восстанавливать.
— Изначально было два варианта здания под центр для переселенцев, но один из них отпал — у полуразрушенного дома нашелся хозяин. А этот дом явно никому не нужен. Он заброшенный, но при этом удобно расположен — центр города, до ближайшей станции метро рукой подать, — рассказывает один из волонтеров Кирилл.
Парень приехал в Харьков из Донецка, там учился на журналиста, но заслышав от знакомых харьковчан, что они затевают такое дело, долго не раздумывал — решил поддержать товарищей.
— Сейчас в поисках убежища сюда едет много людей из Донецкой и Луганской областей, есть и крымчане, всем им нужно где-то жить. Мы ездили в лагерь «Ромашка», в котором сейчас размещаются переселенцы. Многие из них не прочь перебраться поближе к центру города, чтобы найти себе работу, и мы с ребятами решили помочь им в этом, — поясняет Кирилл. — Когда закончим ремонт, желающие смогут временно поселиться здесь и искать работу. С этим обещаем помочь — будем размещать объявления, резюме этих людей на сайтах работодателей.
Поначалу у волонтеров, самовольно занявших помещение, не было отбоя от визитеров.
— Сначала приехал глава райадминистрации с заместителем. К нашей идее отнеслись с пониманием, но всячески пытались отговорить от задуманного. Рассказали, что раньше в здесь был центр для бездомных, а до этого — тубдиспансер, стало быть жить в этих комнатах опасно для здоровья, — рассказывают активисты. — После визита городских властей нагрянула милиция. Правоохранители вели себя настороженно, переписали данные каждого из нас, но тоже не выгнали. Местные жители отнеслись очень дружелюбно: благодарили, что мы заросли вокруг дома вырубили, и теперь им не страшно ходить здесь по вечерам.
Несмотря на зловещий вид, «новое» жилье ребят не страшит. Освободив от залежей мусора несколько комнат на втором этаже, в одной из них волонтеры разбили палатки и в них ночуют. Для безопасности организовали ночные дежурства. Оказалось, не зря.
— Люди приходят разные: бывает, даже в окна влезают. Наведываются бродяги, а недавно забрел абсолютно «домашний» парень, которому не хочется жить с родителями и он скитается по друзьям. Пришлось постелить ему, он поспал и ушел, — рассказывает один из волонтеров Кирилл.
Харьковчанка Полина признается — темноты боится с детства, но со спартанскими условиями уже свыклась.
— Место мрачноватое, но всегда товарищи рядом, да и дежурный на чеку. Случается, сюда по старой памяти приходят бомжи. Прогонять вроде неудобно, одного даже приютили — отвели ему комнатку в другом крыле, — делится девушка.
Между тем добраться до второго этажа, где ночуют энтузиасты, непросто: на лестнице кромешная тьма —
здание без электричества. Зато в коридоре и комнатах на втором этаже днем светло, поэтому масштабы проведенных ребятами работ можно оценить в полной мере. Мусора в комнатах уже нет, все помещения дезинфицированы, уверяют активисты. У каждой комнаты здесь свое назначение. Первая по коридору —
инвентарная: здесь рабочая одежда, нехитрый инструмент, бытовая химия. Рядом — временная столовая, обедать приходится сидя на полу, но обзаводиться мебелью ребята не спешат — говорят, сначала нужно комнаты отремонтировать. В нескольких из них стены уже подготовлены под покраску. Главная проблема — наладить водопровод и канализацию.
Каждый выбирает себе фронт работ, а вечером на планерке отчитывается, что успел сделать, и обозначает планы на завтра. Тем не менее дело спорится, и запал довести задуманное до конца — не убывает.
— Я вижу цель и стараюсь ее достичь. Мне приятно наблюдать, как из захламленных развалин здание постепенно превращается в жилое помещение. Внутреннее желание в результате получить центр каким я его сейчас представляю — и есть движущей силой, которая помогает браться за дело, даже если иной раз хочется лишний час поспать, — признается Кирилл.
При большем финансировании результата можно было бы достичь гораздо быстрее, но привлекать спонсоров ребята не рискуют. Опасаются, что человек, «вложившийся» в проект, потом отберет у них отремонтированное здание.
— Пока обходимся своими средствами. Помимо этого, деньгами помогает одна из общественных организаций Харькова, — говорят ребята. — Можно попробовать бросить клич в соцсетях, но подобного опыта ни у кого из нас нет.
С пропитанием волонтерам помогают знакомые и местные жители. Недалеко от будущего центра расположен травмпункт и его сотрудники взяли «пищевое» шефство над «соседями».
— Раньше они подкармливали здесь неподалеку щенка, теперь и нам помогают, — улыбается Полина. — Приносили чай, печенье, сахар, расспрашивали, что приготовить посущественнее, — говорит Полина.
Вообще же волонтеры готовят самостоятельно — возле входа в здание смастерили из обломков кирпичей импровизированный очаг, развели огонь и варят борщ. Радуются, что нет дождя. На прошлой неделе, когда с неба непрерывно лило, куховарить было проблематично — один варит, еще двое держат тент над очагом. На обед собираются только к пяти вечера. Раньше приготовить еду было некогда — все были заняты ремонтом.
— Вчера были макароны и жареная картошка, позавчера — каша. Мяса не едим — это принципиальная позиция.
Спиртное и наркотики — тоже табу, — говорят дежурные по кухне. — Готовить на костре приловчились, но мечтаем об электроплите.
Дров для полевой кухни в центре города оказалось достаточно, а на случай топливного дефицита ребята присмотрели сухое дерево неподалеку.
Ребята говорят, что мамы их всячески поддерживают и хвалят за инициативу.
— У меня бабушка в Краматорске, а мама в Донецке. Когда сказал, что поеду в Харьков ремонтировать здание под центр для переселенцев, даже не раздумывали. Сказали: «Езжай! — подключается к разговору Павел. — Теперь вот переживаю, как они там без меня.
Планы у активистов далеко идущие. Мечтают, когда надобность в жилье для переселенцев отпадет и все они вернутся домой или обретут другое жилье, первый этаж можно будет переоборудовать под культурный центр — с выставочными павильонами и кинозалами. На втором этаже волонтеры хотят создать центр реабилитации для женщин, страдающих от насилия в семье.
Реквизиты для оказания финансовой помощи СКЦ “Автономия”: 4149 4377 2802 1666 (ПриватБанк)
АСТ-Харьков