В субботу около 60 тысяч демонстрантов в разных городах Израиля потребовали от правительства Беджамина Нетаньяху “социальной справедливости”.
Спустя почти два месяца после “марша миллиона” прошедшего по городам Израиля, организаторы самой масштабной в истории страны протестной акции вновь вывели людей на улицы.
Вечером в субботу около 60 тысяч человек по всей стране в очередной раз потребовали от правительства “социальной справедливости”.
Главная демонстрация состоялась на площади имени Ицхака Рабина в Тель-Авиве. Там, по оценкам полиции собрались около 30 тысяч человек.
По сравнению с , цифра может показаться провалом для организаторов. Однако нельзя не учитывать, что мероприятие проходило на фоне резкого обострения ситуации на юге страны, где боевики из сектора Газа обстреляли ракетами города Ашдод и Ашкелон. Десятки тысяч израильтян сидели у телевизоров, неотрывно следя за прямыми репортажами из зоны обстрелов.
Словарь Дафни Лив
“Мы пришли сюда не радоваться или веселиться, – такими словами начала свое выступление в Тель-Авиве Став Шапир, один из лидеров последнего протеста. – Мы требуем от правительства позаботиться не только о военной безопасности, но и добиться безопасности в общественно-социальной сфере. Без этого государство не сможет нормально существовать”.
По словам Шапир, участники демонстрации в Тель-Авиве внимательно следят и переживают о происходящем на юге страны, однако для них это не повод прекратить начатую летом социальную борьбу.
Формальной причиной для субботнего “большого камбэка” стал резкий скачок цен на многие товары в торговых сетях Израиля сразу после праздника Суккот. По разным оценкам, цены взлетели на 15-20%.
Не по душе пришлось демонстрантам также сообщение государственной электрической компании “Хеврат Хашмаль” о предстоящем в ближайшие дни повышении энерготарифов на 3,5%.
И наконец, по мнению лидеров протестного движения, надежды, возлагавшиеся на общественную комиссию под руководством профессора Мануэля Трахтенберга, пока никак себя не оправдывают. Они говорят, что за громкими обещаниями скорректировать социальную политику ничего, кроме пустых лозунгов, не стоит.
“За последние два месяца мы пытались найти общий язык с народными избранниками, извините, с политиками, – заявила Дафни Лиф, дочь известного в Израиле профессора и автор . – Все они спокойно сидят в Иерусалиме и ведут себя, как дети в школе. Я больше не хочу говорить на их языке. Пусть они купят себе словарь и начинают понимать язык, на котором говорю я”.
Шапир и Лиф посчитали необходимым возобновить палаточный протест в субботу, за сутки до заседания правительства, на котором министры должны утвердить ряд рекомендаций комиссии Трахтенберга.
В правительстве утверждают, что истинная цель Дафни Лиф и ее товарищей – не улучшение ситуации в социальной сфере, а исключительно критика премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Чиновники демонстрируют повестку дня воскресного заседания кабинета министров, где значатся утверждение налоговых льгот для молодых родителей, частичная отмена акциза на горючее, полная отмена пошлины на импорт товаров, не производимых в Израиле, а также увеличение налога на компании с 23 до 25 процентов.
“Все это министры утвердят уже в воскресенье утром. Это и есть первый этап выполнения рекомендаций комиссии Трахтенберга”, – заявил источник в правительстве.
Раскол в протестном движении
На субботней акции в Тель-Авиве было заметно отсутствие Ицика Шмули – главы всеизраильского объединения студентов. Сегодня уже не секрет, что Шмули счел возобновление протестов преждевременным. Он полагает, что руководству страны надо дать шанс исправить ситуацию. Разногласия оказались настолько серьезными, что пошли разговоры о “черной кошке”, перебежавшей между Лиф и Шмули.
В полном соответствии со старой поговоркой “два еврея – три мнения”, организаторы палаточного протеста не сумели договориться. Шмули предпочел вести прагматический диалог с властью, прекрасно сознавая, чем это может для него обернуться, Лиф выбрала “народные массы” и отказ от компромисса.
“Я хочу чтобы вы знали, господин премьер-министр – это мое последнее обращение к вам, больше просить вас мы не будем, – заявила Лиф на пресс-конференции в Тель-Авиве. – А теперь я хочу обратиться к общественности. Продолжение борьбы – это наша с вами ответственность. Выходите на улицы, я знаю, что это не просто, что ради этого надо пожертвовать выходным днем, но только так можно изменить ситуацию”.
За несколько часов до начала субботнего митинга на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве вновь появились несколько палаток. Их обитатели с годостью заявляют, что отныне никто не сдвинет их с места, пока их требования не будут удовлетворены. Правда, в чем именно они состоят, манифестанты так и не смогли четко сформулировать.
В отсутствии способности конкретизировать свои требования к правительству неоднократно обвиняли и саму Дафни Лиф.
Следующий протестная акция запланирована на ближайший вторник, 1 ноября. В этот день истекаетсрок ультиматума, объявленного премьер-министру лидерои объединения израильских профсоюзов Гистадрут Офером Эйни. Он требует от Нетаньяху отменить многолетнюю практику использования фирм-подрядчиков по найму рабочих в государственном и частном секторах и угрожает всеобщей забастовкой.
Протест на фоне взрывов
Впрочем, многие израильские аналитики уверены, что в ближайшие недели, если не месяцы, социальная тематика, едва не приведшая летом к падению правительства Нетаньяху, отойдет на второй план.
После рейтинг премьер-министра Нетаньяху резко пошел вверх. Согласно опросам, если бы выборы проводились сегодня, правящая партия Ликуд увеличила бы свое присутствие в Кнессете с 27 до 37 мандатов, в то время как главу оппозиции Ципи Ливни в качестве премьер-министра хотят видеть лишь 9% граждан.
Дополнительным фактором, который легко затмит любой социальный протест, является ситуация в области безопасности. В субботу вечером более 20 ракет “град” были выпущены по израильской территории из сектора Газа. Ответственность взяла на себя радикальная группировка “Исламский Джихад”.
По словам ее представителей, обстрелы Ашкелона и Ашдода стали ответом на , в результате которой погибли пять боевиков.
Израильская сторона также понесла потери. Прямым попаданием ракеты в автомобиль был тяжело ранен житель Ашкелона, отец четверых детей Моше Ами. Спустя несколько часов он скончался в местной больнице.
По теме:
В Израиле прошёл “Марш миллиона”
Израиль. 300 тысяч человек протестуют против роста цен