Шахтеры корпорации «Казахмыс» своей недавней забастовкой на Анненском руднике добились повышения заработной платы. Менеджмент компании признал, что оплата труда не соответствовала уровню опасности и вредности. Ниже мы приводим требования рабочих и решение руководства корпорации.
Работники корпорации выдвинули требования из 11 пунктов. Все они связаны с повышением заработной платы. Вот они:
1. Повышение заработной платы на 100% всем подразделениям и службам, начиная с заработной платы группы по всем вспомогательным службам (начиная с ИТР до техничек).
2. Тарифная ставка должна быть не менее 70% от повышения заработной платы.
3. При выполнении плана на 80% процентов оплачиваются остальные 30%.
4. Операторам Робот выровнять заработную плату с операторами буровой установки «Параматик, Миниматик» и т.д.
5. Праздничные дни оплачивать в двойном тарифе.
6. Больничные листы оплачивать 100%.
7. Выделить фонд на утреннюю смену.
8. Заработная плата горных рабочих, спускающихся в шахту, должна быть не менее 150 тысяч тенге.
9. При преследовании и угрозе работникам будем продолжать забастовку.
10. При выполнении плана на 100% ежемесячно производить оплату премии 5%.
11. Предоставить от руководства Корпорации «Казахмыс» и соотвествующих органов письменный документ, подтвержденный прокуратурой г.г. Жезказгана и Сатпаева, о том что не будет производиться преследование и уголовное наказание.
6 мая председатель правления ТОО «Корпорация Казахмыс» Эдуард Огай подписал согласительный протокол по трудовому спору администрации ТОО «Корпорация Казахмыс» и работников горного производства ПО «Жезказганцветмет». Администрация из требований рабочих приняла пункты 2, 4, 5, 7, 9, 11. По остальным пунктам решение администрации было таким:
«Пункт 1 принимается до внедрения новой системы оплаты труда. Исключение составляют должности ИТР, подпадающие под Приказ корпорации №142 от 21.06. 2011 г.
Пункт 3 не принимается. Премирование производится в соответствии с утвержденным Положением о премировании.
Пункт 6 не принимается. Больничный лист оплачивается в соответствии с Коллективным договором.
Пункт 8 не принимается, [оплата] производится в соответствии с пунктом 1.
Пункт 10 не принимается, [премирование] производится согласно Положению о премировании, утвержденному директором предприятия, из бюджета предприятия».
Добились всего этого горняки ценой своего здоровья. Доведенные до отчаянья, они пошли на крайние меры — забастовку, вспомнив, что когда-то этот путь им подсказала… Дарига Назарбаева, находясь в группе депутатов «Аймак».
Ситуация на Казахмысе зрела давно: шахтеры обращались к руководству корпорации с требованием повысить заработную плату — в ответ им давали лишь обещания. И только когда люди отказались подниматься на поверхность и стали угрожать остановкой добычи, их услышали, забеспокоились и даже пришли к выводу, что их требования справедливы.
Однако обращает на себя внимание решение администрации по поводу оплаты больничных. Администрация сослалась на коллективный договор, но «забыла», что решения по колдоговору должны обсуждаться с работниками. Если бы профсоюз на предприятии отстаивал интересы трудящихся, то вопрос должен был остаться открытым. Возможно, удалось бы добиться дополнительного соглашения между корпорацией и представителями от рабочих, то есть изменить условия колдоговора на более благоприятные.
Сейчас остается ждать выполнения достигнутых соглашений — и хорошо, если через 2-3 месяца администрация не «передумает». Может выйти и так, что, пока начнут начислять, решать и утверждать, инфляция всё съест — цены поднимутся, и все достигнутые соглашения не улучшат жизнь людей провинциального промышленного городка.
Остается еще вопрос, как быть тем работникам, которые не могут забаррикадировать двери или не имеют права остановить непрерывный процесс. Пример — Жезказганская теплоэнергоцентраль (ТЭЦ): никто не слышит её работников и не собирается решать проблемы. Работодатель знает, что работники ТЭЦ не могут спрятаться под землей и решиться на силовые меры. Кроме того, это предприятие приравнивается к стратегически важным объектам, а значит, закон запрещает работникам идти на остановку производства.