Василий Старостин, Сибирская Конфедерация Труда (СКТ), Омск, Россия
Уже больше года в СМИ идет дискуссия о предложениях Михаила Прохорова, известного олигарха, сейчас лидера политической партии «Правое дело», об увеличении рабочей трудовой недели с 40-а часов, до 60-и часов. Сейчас Прохоров говорит, что его неправильно поняли, он имел ввиду совсем иное.
Прохорова поняли, конечно, правильно. Этот олигарх «ляпнул» про 60-и часовую рабочую неделю, не разбираясь в тонкостях трудового права, без оговорок. Таковы большинство предпринимателей. Все нюансы трудового права они привыкли решать за счет оплачиваемых ими юристов-консультантов. Сами они не пытаются самостоятельно дойти до сути в делах, которые не касаются главного в их деятельности — получения прибыли. Исторически получение прибыли осуществляется любой ценой. Цинизм бизнесмена сродни цинизму политика, когда Гитлер пришел к власти, он удержал ее за счет поддержки крупного капитала.
Слияние цинизма бизнесмена и политика — это уже мировоззрение , которое отрицает мотивы поведения: сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу предпринимателя, интересу практика от власти. Такова сущность власти и капитала.
Естественно цинизм бизнеса и политика не может в современных условиях быть откровенным, не завуалированным. Он всегда прикрывается тем, что это в интересах всех, а не только маленькой, властной и богатой группы населения.
Все страсти по переходу на 60-и часовую рабочую неделю для специалиста, хорошо знакомого с нормами трудового права, вызывали ощущение кем-то придуманной игры. В чьих интересах была срежиссирована эта игра, тоже понятно.
Дело в том, что трудовое законодательство в России регулируется не только законами принятыми Российский Федерацией. Оно регулируется международными конвенциями, а конкретно Международной Организацией Труда (МОТ). Они стоят даже большего, чем сами российские законы. В Трудовом Кодексе РФ есть даже запись, что если российская норма трудового права вступает в противоречие с международными, то используется международная норма. По международным конвенциям трудовая неделя в 40 часов, является нормативом.
Поэтому без особых усилий для себя инициативу Прохорова заклеймили как руководитель Правительства Путин, так и Президент Медведев. Они ее и не могли поддержать. В этом и есть сценарий игры. Официальные профсоюзы, премьер-министр, президент заработали плюсы защитников трудящихся от ничего не ведающего населения, за то, что и не могло произойти.
Поэтому попробуем разобраться, чего хочет Прохоров и все предприниматели на самом деле. Их мнение озвучивает Олег Куликов, заместитель Председателя Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Эта организация непосредственно влияет на состояние нормативной базы трудового законодательства в России. Она выражает мнение предпринимателей. Мнение предпринимателей выраженного Куликовым изложено в публикации ««Экономическая логика трещит по швам» на вэб-сайте деловой газеты «Взгляд»http://vz.ru/opinions/2011/7/20/508691.html .
Нормы рабочего дня.
Олег Куликов считает, что логично для экономической практики работать столько, сколько человек хочет. И приводит в пример право работника, иметь подработку на полставки, еще на 20 часов, кроме основных 40 часов. Сейчас это он может осуществлять только у другого предпринимателя, а не по основному месту работы. Куликов не договаривает, что и по основному месту работы работник может работать на полставки. Правда по другой профессии или специальности. Чаще всего из-за физиологических особенностей организма. Работник, скажем, занятый физическим трудом может найти себе подработку другого вида, менее интенсивную, чтобы иметь дополнительный доход. Это не возбраняется трудовым законодательством. Однообразный труд утомляет, а так как каждый на своей работе выполняет определенные обязанности, то такая работа однообразна. И поэтому мировая практика, в результате массового рабочего движения, и определила трудовую деятельность по основному месту работы не более 40 часов в неделю. По личному согласию работника он может трудиться и больше 40-ка часов в неделю на основном месте работы. Но в этом случае работодатель обязан платить переработку в двойном размере. Или давать дополнительные, оплачиваемые выходные дни (их чаще называют отгулы). Так как на предприятиях существует четко ограниченный фонд оплаты труда, особенно для рядовых работников, то чаще применяется форма отгулов.
Куликов, Прохоров и РСПП фактически хотят отменить право работников на дополнительное вознаграждение или отдых за переработанные часы. За счет того, что работники могут работать по одной профессии, на том же предприятии, на полторы ставки.
Цинизм заключается в том, что работодатели получают дополнительную прибыль за счет увеличения продолжительности рабочей недели одного и того же штата работников. Но если производство требует дополнительных трудозатрат, то можно нанять дополнительный штат, не прибегая к переработкам…. Но российских предпринимателей не волнует проблема безработицы, они хотят решать проблемы производства за счет увеличения эксплуатации как можно меньшего числа работников.
Заработная плата.
После ряда серьезных аварий, произошедших на угольных шахтах России, когда погибло много работников, обнажилась тема заработной платы. Несоблюдение техники безопасности на производстве тесным образом связана с заработной платой. С ее двумя составляющими. Это постоянная часть зарплаты и ее переменная часть, выплачиваемая в форме премий. На угольных шахтах переменная часть зарплаты составляла порой до 70% от всего вознаграждения за труд. Несоблюдение техники безопасности впрямую зависит от этой переменной части. Чем больше работник нарушает технику безопасности, тем больше и быстрей он производит. Тем больше он получает премиальных.
Ничем такое состояние дел Трудовым Кодексом не ограничено. Но оно неминуемо должно быть сделано.
Куликов говорит, что государство теперь имеет желание увеличить постоянную часть заработной платы за счет переменной. Странно, что государство, после страшных аварий на шахтах не сделало это, а только имеет желание.
Работодатели хотят противодействовать этим изменениям. Переменная часть по их мнению мотивирует работников на труд.
Но в большей степени переменная часть заработной платы мотивирует людей на пренебрежение техникой безопасности, мотивирует по сути на смерть и увечья на производстве.
Трагедии на шахтах самые известные, но больше всего людей гибнет на стройках.
На циничную «логику» предпринимателей следует ответить требованием увеличения постоянной части заработной платы до 70%, а на вредных и опасных производствах до 90%.
Эти требования должны стать мотивацией гуманизма, а не смерти.
Расторжение трудового договора.
В период мирового финансового кризиса, случившегося почти 2 года назад, ожидалось, что в российской экономике произойдут массовые сокращения работников. Сокращения штатов имело место, но не столь массовые. Примерно в этот период российские работодатели озаботились нагрузкой выплачивать выходное пособие при сокращении штата. Как следует из норм трудового права, работодатель должен предупредить работника за два месяца до сокращения.
Теперь работодатели требуют значительно сократить этот срок. Их позыв понятен. В их моральные устои не входит обеспечение бывшего работника, (работника который им приносил прибыль), двухмесячным выходным пособием. Два месяца дается работнику, при этом выплачивается заработная плата, чтобы он мог найти новое место работы, что в современных условиях не так просто.
Куликов явно лукавит, когда предлагает сократить срок предупреждения для увольнению по сокращению штата. Якобы — это лишние мытарства и нравственные страдания на работе, которую работник должен потерять. Нынешнее законодательство позволяет работнику по своему желанию уволиться по сокращению штата и раньше, но при этом работодатель должен выплатить выходное пособие сразу за 3 месяца.
Работодатели пекутся не о нравственных страданиях сокращаемого работника, а о потерянных деньгах положенных при выплате выходного пособия.
Кстати, в тот период мирового финансового кризиса резко увеличилось число не увольнений по сокращению штата, а число увольнений по собственному желанию. Причина общеизвестна. Предприниматели под угрозой увольнения по нехорошей статье принуждали работников писать заявления об увольнении по собственному желанию.
Общая идеология изменения Трудового кодекса.
Чем мотивирует предприниматель причины для изменения Трудового кодекса? Куликов считает, что существует ряд норм, которые уже игнорируются большей частью работодателей и работников. А в связи с этим эти нормы стали не целесообразными экономически. Якобы они стали условно-формальными.
Что хотят работодатели понятно, а вот с мнением работников Куликов явно занимается шельмованием. РСПП не является проводником интересов работников, а только представляет интересы бизнеса. А это совсем не одно и тоже. Интересы работников представляют профсоюзы. Может быть представляют плохо, т. к. настоящих, не карманных, не директорских профсоюзов у нас совсем мало, но других организаций призванных действовать в интересах работников в России нет.
Работники вынуждены считаться с бизнесом, чтобы кормить своих детей и самим поддерживать свое физиологическое существования, чтобы работать и жить.
А вот игнорирование норм трудового законодательства работодателями – это преступление. По масштабам преступления совершаемые работодателями в сфере трудовых прав могу соперничать лишь с преступлениями по производству вредных для здоровья человека продуктов питания и нарушения экологии. Эти преступления тоже совершается бизнесом.
Может быть по логике Куликова и РСПП производство здоровых продуктов питания и соблюдение экологии тоже являются нецелесообразными?
Пока бизнесу почему-то их все преступления сходят с рук. Будем надеяться, что пока.
Сибирская Конфедерация Труда (СКТ)
по теме:
Испания: идёт подготовка ко всеобщей стачке
Синдикализм: мифы и реальность
Алексей Боровой. Социальная философия революционного синдикализма
НЕБЕЗПЕКИ проекту ТРУДОВОГО КОДЕКСУ