Рихард Косоурек,
Журнал Антифашистского действия «AKCE!», №14
Перевод – Иван Коломиец
Мы публикуем перевод статьи из чешского антифашистского журнала АКСЕ посвящённую итальянской неофашистской организации Casa Pound. Этот текст важен и интересен не только в Чехии, но и на постсоветском пространстве: итальянские “фашисты третьего тысячелетия” поддерживают активные связи и оказывают помощь (в том числе и финансовую) своим украинским собратьям по убеждениям, в частности, через сеть Zentropa. Некоторые российские идеологи Третьего Пути, рассматривают Casa Pound как пример для подражания и легитимного партнёра для левых и анархистов. Врага нужно знать в лицо, и мы предлагаем вам подробнее изучить движение, которое вдохновляет многих современных “автономных” националистов и фашистов по всей Европе.[прим. ред]
Радикальные правые в ряде европейских стран переживают значительные перемены. Неонацисты и неофашисты массово сбрасывают лишний идеологический балласт, меняют имидж и связывают направления своего активизма и цели своей деятельности с реально существующими социальными проблемами. Одним из примеров успешной эволюции радикальных правых является неофашистская сцена Италии, возглавляемая в настоящее время движением Casa Pound.
Такое явление связано с историческим и политическим развитием Италии. А для чешских неонацистов, даже самых прогрессивных, идеал правого движения – автономные центры и марширующие под итальянским триколором студенты.
Праворадикалам Италии удалось за несколько лет освоить публичное пространство. Они успешно балансируют на стыке официальных институтов, политических партий и уличного активизма. С одной стороны, они хотят добиться признания у обширной правой аудитории и казаться легитимной общественной силой, которая заинтересована в решении острых социальных проблем (иммиграция, строительство жилья для бедных семей), с другой стороны, не упускают из внимания молодёжь. Для этого они улучшают дизайн своей печатной продукции, увеличивают количество культурных мероприятий, создают сообщества и используют антикапиталистическую и антиправительственную риторику. Сами себя они называют правыми нонкоформистами (Destra Non Conforme) или «Фашистами третьего тысячелетия». Такими названиями и деятельностью неофашисты хотят подчеркнуть своё отличие от традиционных парламентских партий, обратить внимание на свою прогрессивность и, одновременно, уходящие в фашизм корни. В такой новой и симпатичной обёртке неофашисты преподносят прежнюю идеологию национализма, корпоративизма и нетерпимости.
Сквоты Под Национальным Флагом
Casa Pound призывает.
Человечество должно быть освобождено.
Рынок уничтожает души.
Закон прибыли сметёт все преграды на своём пути.
Рабочие, люди, объединения
Любовь, счастье , жертвенность и разнообразие – уничтожены.
Casa Pound: «Кто Мы Есть?»
Движение Casa Pound взяло своё название от фамилии американского поэта Эзры Паунда, который с 20 лет жил в Италии, поддерживал фашистский режим и в своих радиообращениях не скупился на антисемитские высказывания в стиле: ”Большой жид разложил каждый народ, к которому ему удалось прикоснуться”. С портретами общественных деятелей на стенах, среди которых есть даже Дж. Р. Р Толкиен, движение Casa Pound появилось на свет в 2003 году в ходе первого захвата здания, принадлежавшего правительственной администрации, в Риме. Неофашисты заметили, что сквоты и автономные центры, – сфера доминирования радикальных левых, – обладают такими важными функциями как внутренние районы движения, помещения для открытой общественности или места, где консолидируются социальные связи между активистами. Последовали Оккупай-акции с названиями OSA (Occupazioni Scopo Abitativo – „застройка для проживания“) или ONC (Occupazioni Non Conformi – в случае, если в захваченном здании планировался культурно-социальный центр). Со временем правые сквоты под вывеской Casa Pound распространились из столицы по всей Италии и превратились в своего рода политическую платформу.
Важную роль в возникновении Casa Pound сыграла музыкальная сцена, возникшая ещё при захвате первых зданий. Группа ZetaZeroAlpha со своим вокалистом Джанлукой Ианноне соединила субкультуру, антикоммунистическую риторику и политическую милитантность. Правый исполнитель ZZA стал одним из харизматичных вождей Casa Pound. На музыкальной сцене Casa Pound стараются проводить культурные мероприятия, включающие в себя всё, что только возможно – от совместных вечеринок с экскурсиями в горы до политических дебатов о борьбе угнетённых народов (одна из любимых тем – оккупация Палестины). Не менее увлекательная тема – поддержка повстанцев штата Карен, воюющих против бирманской военной администрации. Casa Pound через дочерний проект Popoli, связанный с такими организациями как Zentropa и Projekt Apache, помогает финансированию этого конфликта через организацию платных лекций и вечеринок, на которых освещается этнический и антиглобалистский характер борьбы каренцев.
Главным мобилизационным моментом для Casa Pound стала борьба за право на строительство и так называемую социальную ипотеку (т.е. субсидированных беспроцентных займов для обеспечения малоимущих семей жильём в государственных зданиях). Не стоит добавлять, что в подаче Casa Pound этим правом наделялись только “белые итальянские семьи”. Однако длительная кампания, носившая общенациональный характер и поддержанная прямыми акциями в виде захвата государственных зданий, закончилась для неофашистов успешно – предложения Casa Pound были частично приняты в рамках дискуссии властной коалиции. Также в ходе кампании к движению присоединилась часть рабочих-неиммигрантов, для которых стоимость и доступность жилья является важной темой.
Корни критического подхода к государственной системе и неофашистской социальной политики можно найти в Итальянской Социальной Республике Сало и дальнейшем развитии неофашистских группировок.
Фашизм продолжается и без Муссолини
Пытаясь удержать власть над подконтрольной Третьему Рейху частью Италии, Муссолини создал Итальянскую Социальную Республику. Главный идеологический документ этого образования с 1943 г, так называемый Веронский Манифест, состоял из 18 пунктов, обозначивших антикапиталистическую сторону фашизма. Кроме корпоративизма, этот документ содержал в себе программу перераздела земель и ограничения частной собственности. После окончания Второй мировой войны Веронский манифест взяло на вооружение Итальянское социальное движение (Movimiento Sociale Italiano), частично стремившееся поддержать социальную версию фашизма. С самого своего возникновения, т.е., с 1946 г, эта политическая организация стала прибежищем для нежелающих расставаться со своими убеждениями фашистов и молодых неофашистских группировок.
Послевоенные позиции неофашистов были слабыми, как политическая сила они были изолированы и маргинальны. Главным пунктом в период, когда в Италии усилилась борьба рабочего класса, а в стране существовала сильнейшая коммунистическая партия Европы, стал антикоммунизм. Некоторые неофашистские группировки, руководствуясь лозунгом: «Для восстановления порядка мы должны устроить хаос», начали устраивать террористические акты или, как минимум, нападения на рабочих радикалов. MSI через сильные антикоммунистические настроения придерживалась антиамериканской и антиимпериалистической риторики, выраженной в словах его любимого теоретика Юлиуса Эволы. Эвола прежде всего критикует материализм, индивидуализм и отчуждённость американского общества. В то же время кристаллизуется политическое направление под названием Третий Путь (Terza Posizione), девиз которого – «Ни красный фронт, ни реакция». Правая часть TP, одна из немногих сотрудничавших с MSI неофашистских группировок, настаивала на том, что следует оставить воинственные гетто и присоединиться к реальной социальной борьбе. Так в партии возникла напряжённость между социальной антиправительственной фракцией и группировкой прагматиков, считающей официальную политику лучшим способом борьбы. В 1995 году партия распалась на Национальный Альянс (Alleanza Nazionale) и радикальную антикапиталистическую Трёхцветное Пламя (Fiamma Tricolore).
С хулиганами и политиками – против иммигрантов
В то время как парламентская политика в Италии 90-х гг. переживала кризис и коррупционные скандалы, праворадикалы были в состоянии отреагировать на новые социальные и экономические изменения, которые следовало проанализировать, проименовать и интерпретировать. Кроме того, в общественный дискурс проникли понятия «европейская идентичность» и «нелегальная иммиграция», требовали внимание возникновение новых формаций внутри рабочего класса, прекаризованные рабочие и рабочие с непостоянной занятостью. В то же время парламентские правые добрались до руля власти, у которого остаются до сих пор, и породили в лице Берлускони так называемых плюральных правых, включающих в себя различные направления правой политики, способные сосуществовать в одной коалиции.
И Casa Pound, когда-то сторонившиеся парламентской политики, нашли с правыми партиями общий язык, например, по вопросам миграции. Интересным примером такого консенсуса служат беспорядки в Росарно в 2010 г. Проживавшие там иммигранты, в основном выходцы из Африки, трудились на местных апельсиновых плантациях в нечеловеческих условиях и сталкивались с проявлениями расизма и нетерпимости со стороны обывателей. После убийства двоих африканцев последовала волна беспорядков, демонстраций, столкновений с полицией и нападений на иммигрантов. Casa Pound, не колеблясь, послали в город делегацию с целью выразить солидарность с местными жителями. После визита неофашистов правительство применило репрессии и депортации, а Берлускони заговорил о нелегальной иммиграции и этнической преступности.
В целом, Casa Pound предпочитают больше говорить о политике и заявлять о себе как о легитимной силе, но не выражают желания участвовать в политике непосредственно и сохраняют статус уличного движения. При ближайшем рассмотрении можно обнаружить их укрепляющиеся связи с правыми партиями, проявляющиеся в основном на локальных уровнях. Представители Casa Pound и праворадикалов встречаются среди муниципальных кандидатов от правящих партий Свободная Нация (Popolo Della Libertà) или Лига Севера (Lega Nord). В настоящее время Casa Pound нарушила свою дистанцированность от парламентской политики и влилась в партию Fiamma Tricolore, однако после неудачи на выборах так же быстро вышла из неё.
Характерная черта Casa Pound – антикапиталистическая риторика, включающая помимо борьбы за разрешение жилищного вопроса критику потребительского образа жизни и периодическое участие в рабочем движение. Одним из примеров такого участия может служить символический захват салона Fiat в начале 2010 года в Турине – активисты Casa Pound выступали против увольнения работников и планов руководства перенести производство за границу под лозунгом «Fiat ненавидит Италию!». Также большое внимание неофашисты уделяют форме презентации своего активизма. Основной принцип – игнорирование СМИ и создание собственных СМИ, поэтому Casa Pound владеет своим online-телевидением и радио, а также выпускает две тысячи журналов. При выборе языка выражения своих идей Casa Pound также не хотят отставать от времени: вместо громоздких идеологических концепций они используют цепляющие лозунги, абстрактное мышление и подбадривающие призывы (см. выдержку из «Кто мы есть?»).
Состав движения не менее интересен. Созданием своего сообщества и активизмом Casa Pound удалось перетянуть свою сторону часть сторонников Народного Альянса – крайне консервативной правой силы. Боевой состав движения укомплектован по большей части футбольными хулиганами. В Риме в рядах Casa Pound состоят многие участники S. S. Lazio Roma Irridicubli – профашистски настроенной группировки футбольных фанатов.
В последнее время Casa Pound добилась успеха среди учащихся средних школ и студентов, для работы с которыми создала дочернюю организацию Blocco Studentesco. Возникнув в 2006 году, Blocco Studentesco основывают свои успехи на ходе студенческих выборов в автономные университетские органы в Риме, по итогам которых, согласно некоторым источникам, им досталось целых 28% голосов и несколько мандатов. Волна протестов против коммерциализации и сокращения числа школ в 2008 году также развивалась удачно для Blocco Studentesco.
Не все смирились с присутствием неофашистов на студенческих демонстрациях. Доказательство тому – события на Пьяцца Навона. Октябрьская мобилизация студентов против реформ Берлускони собрала в центре Рима сотни тысяч человек. Blocco Studentesco попытались возглавить «неполитическую» демонстрацию, но столкнулись с сопротивлением студентов-антифашистов. Около 60 неофашистов с палками и в касках были атакованы. Позже активисты Blocco Studentesco прокомментировали случившееся двумя сообщениями: в первом они представили своих боевиков как сражавшихся с неравными силами врага героев, во втором попытались изобразить вооружённых молодчиков жертвами антифашистской агрессии.
Чего бы хотели чешские неонацисты?
Писать о Casa Pound необходимо не только потому, что это самый прогрессивный и успешный проект европейских праворадикалов, но и потому, что его успехи находят резонанс в среде чешских неонацистов. Самые преданные поклонники итальянских «нонконформистов» в Чехии – автономные националисты Михал Глас и Иржи Бунда. О том, что этот дуэт симпатизирует схожему на грибницу социальному движению, можно узнать из материалов на revolta.info – сайте их нового проекта. Следуя примеру активистов Casa Pound, которые оказывают помощь пострадавшим в природных катаклизмах, они выслали свои боевые части в затопленные районы в 2010 году. Не случайно неонацисты из города Кладно носят футболки с итальянским девизом „Non Conforme“. Также Глас и Бунда на новом ресурсе, заменившем центральную страницу «Автономные Националисты», стремятся освещать достижения Casa Pound. Кроме них, материалы о Casa Pound публикуют неонацисты из Моста Radical Brux и маргинальные неофашистские сайты типа «Национальная Идея» и «Сельскохозяйственный Водолаз», обращающие внимание в основном на теоретические работы Эзры Паунда, Юлиуса Эволы и им подобным. В Италии у неонацистов даже есть «резидент» – чешский студент-политолог Якуб Вондреис, который живёт в Риме, состоит в Blocco Studentesco и даже баллотировался в университетскую автономию.
Неонацисты ищут для своего движения новое воплощение, но, оглянувшись на ряды единомышленников, проливают слёзы. Хотя им удаётся воплотить в жизнь частичные изменения в отдельных направлениях, на глобальное преобразование дискурса и политических установок под влиянием времени и среды неонацисты не соглашаются. В обсуждении на форуме hooligans.cz один из участников назвал Casa Pound «вдохновением из Италии». Несколько цитат из дискуссии:
Paradox, неонацист из Брно, комментирует:
«Примеров экспансии подобных «движений» (таких же привлекательных и прогрессивных), я не вижу, но это возможно. Несмотря на то, что Casa Pound основывается в большей или меньшей степени на социальном подходе, думаю, что из наших людей к такому никто не обращался, у нас привлекает в движение примитивный «экстремизм».
Другой участник дискуссии, некий Dyk, признаёт, что самая большая проблема – в неспособности нацистов:
«Это было бы возможно. Но не так, как в Италии. Понятно, что у нас разные условия и разная ментальность. Тем не менее, если бы кто-нибудь взялся, мы, несомненно, нашли бы свой «Чешский путь». А для того, чтобы определить, насколько это успешно, требуется время и самоотверженность людей. И это было бы самой большой проблемой. Нет системе»
The future is ours! Hail Duce!