Написал http://libcom.org Перевели: К. С. Бессмертный, В. Граевский
Брошюра написана в январе 2009 Брайтонской Федерацией Солидарности в качестве разъяснения значения анархо-синдикализма в 21-ом столетии, а так же как вклад в дебаты по стратегии и организации.
ВВЕДЕНИЕ
“Дух анархо-синдикализма (…) характеризуется независимостью действия вокруг нескольких основных принципов; сосредоточенных на свободе и солидарности. Анархо-синдикализм рос и развивался через действия людей, набирающихся опыта, и учащихся через него (…), идея состоит в том, чтобы поспособствовать новым и более эффективным действиям, посредством которых мы можем все вместе быстрее создать лучшее общество. Это – дух анархо-синдикализма”.
Коллектив Самообразования (2001)[1]
Анархо-синдикализм – это особая тенденция в рабочем движении. Как тенденция, он имеет свою историю, уходящую вглубь более чем на столетие. В современных дискуссиях многие – равно как считающие себя его защитниками, так и критики – считают то, что было 50, 70 или 100 лет назад, определяющим для всей этой традиции вообще. Факт также, что традиция эта много, и ее основные принципы в разные периоды истории вели к различным формам практики, порой вступавшим в противоречие друг с другом. Анархо-синдикализм CNT 1930-х гг. вовсе не то же самое, что у CNT 1980-х. Опять-таки иной анархо-синдикализм «Друзей Дуррути». Равно как и анархо-синдикализм ФОРА и т. д.
Таким образом, мы рассматриваем анархо-синдикализм как живую традицию, которая развивается через критическое восприятие нашего опыта и адаптацию его к новым условиям. Возможно, что представленные здесь идеи отнюдь не присущи лишь одной-единственной традиции рабочего движения и могут перекликаться с тем, что вовсе не отождествляет себя с анархо-синдикализмом – если что-нибудь из этого доказывает свою действенность. Эта брошюра написана, чтобы способствовать новым и более эффективным действиям, с помощью которых мы все вместе сможем быстрее достичь лучшего общества; она написана в духе анархо-синдикализма.
КЛАССИЧЕСКИЙ АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ
“Посредством взятия управления всеми заводами самими производителями в свои руки в такой форме, что отдельные группы, заводы, и отрасли индустрии становятся независимыми участниками всеобщего экономического организма и систематически осуществляют производство и распределение продукции (…) Их задачей должна быть освобождение труда от всех пут, которые наложены на него экономической эксплуатацией”.
Рудольф Роккер (1938)[2]
Анархо-синдикализм возник в конце 19-ого столетия из либертарного крыла рабочего движения. Делая упор на солидарности, прямом действии и рабочем самоуправлении, он означал поворот к рабочему движению и к коллективной, классовой борьбе – в отличие от противостоявшей ему тенденции индивидуалистической «пропаганды действием» (покушений и террористических взрывов бомб), которая получила распространение среди многих анархистов после резни, учиненной в отношении Парижской Коммуны в 1871.
Классические синдикалисты, включая многих анархо-синдикалистов, стремились объединить рабочий класс в революционные профсоюзы. Их цель, как и в концепции «единого большого союза» Индустриальных Рабочих Мира (IWW), состояла в следующем: развить отраслевые союзы до такой степени, чтобы они могли провозгласить революционную всеобщую стачку, превратив ее в прелюдию к социальной революции. Однако, в отличие от IWW с одной стороны, и марксистов и социал-демократов с другой, анархо-синдикалисты отрицали разделение борьбы на экономическую (профсоюз) и политическую (партия).
Опыт Испании вызвал множество критических замечаний в адрес классического анархо-синдикализма, в дополнение к тем, которые были уже сделаны в период его развития в начале 20-ого столетия. К этим критическим замечаниям мы теперь и обратимся.
КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОГО АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМА
“Современный пролетарский класс не ведет борьбу согласно плану, изложенному в какой-либо книге или теории; борьба современных рабочих – это часть истории, часть социального прогресса, и посреди истории, посреди прогресса, посреди борьбы мы учимся, как нам следует бороться…”
Роза Люксембург (1918)[5]
Критика идет с самых разных сторон. Мы сосредоточимся здесь в первую очередь на четырех из них, которые могут иметь значение для развития практики анархо-синдикализма, поскольку они согласны с нашей целью либертарного коммунизма (в отличие от критики со стороны социал-демократов). Если расставить эти типы критики по степени ее тяжести, это: критика изнутри, в разгар Испанской революции, со стороны Друзей Дуррути; критика, идущая от платформистской традиции, выросшей из уроков анархистской революции в Украине 1917 года; критика, исходящая из тенденции «коммунистов рабочих советов», в особенности, Розы Люксембург; и, наконец, критика со стороны «ультралевых», прежде всего – Жиля Дове.
Критика со стороны Друзей Дуррути
Друзья Дуррути (ДД) были группой «рядовых» активистов CNTво время Испанской революции в 1936-1937 гг. Они критиковали, прежде всего, то, что, разгромив армию и взяв под свой контроль улицы и рабочие места, CNT не знала, что делать дальше. “CNT не знала, как осуществить свою роль. Она не хотела продвигать революцию вперёд со всеми последствиями этого (…), она вела себя, как группа меньшинства, хотя обладала большинством на улицах”[6]. CNT просто начала устанавливать самоуправление на рабочих местах и сотрудничать с остатками государства, вместо того, чтобы решительно разбить государство и идти к либертарному коммунизму. С точки зрения ДД, CNTне хватало двух вещей: “программы и винтовок”.
Платформистская критика
Платформистская критика во-многом похожа на критику со стороны ДД. Платформисты поддерживают структуры анархо-синдкалистских профсоюзов, но одновременно подчеркивают необходимость особой либертарно-коммунистической организации, чтобы вести борьбу за коммунистическую программу в рамках этих массовых организаций. Такая особая организация должна быть единым «Всеобщим союзом анархистов» и строиться на четырех организационных принципах: единстве теории, единстве тактики, коллективной ответственности и федерализме[7].
Критика коммунистов рабочих советов
С точки зрения Розы Люксембург, анархо-синдикалисты рассматривали революцию недиалектически. Создавая свою организацию, единый большой союз, назначая дату всеобщей революционной забастовки и определяя, как должно быть, они не оставляли никакого места для спонтанности, для того, чтобы учиться в борьбе и соответственно адаптировать ее формы; профсоюз для анархо-синдикалистов выступал как данность. Люксембург противопоставляла анархистской всеобщей стачке – массовую стачку как более спонтанное выражение классовой борьбы, не вызванной какой бы то ни было группой.
Критика со стороны ультралевых
Коммунистический писатель Жиль Дове был особенно критически настроен по отношению к анархо-синдикализму. Если Друзья Дуррути и платформисты считали, что просчеты анархо-синдикализма проистекали из отсутствия ясной коммунистической программы, а Роза Люксембург и коммунисты рабочих советов считали их следствием категорического отказа считаться с непредвиденными, стихийными процессами классовой борьбы, Дове утверждает, что проблемы куда более фундаментальны.
Он пишет:
(продолжение следует)