На харьковском заводе имени Малышева в последние годы царит погоня за быстрой и легкой прибылью, вредящая даже собственнику, коим является государство. Антисоциальная политика руководства предприятия здесь, в отличие от менее технологичных сфер производства, наносит ущерб эффективности и прибыльности, поскольку найти новую квалифицированную рабочую силу на место старой крайне сложно, и кадры нужно беречь.
За бравированием успехами отечественного оборонпрома и новыми контрактами на поставку БТР совершенно незаметным для СМИ оказался тот факт, что распорядители этой отрасли пилят сук, на котором сидят, лишаясь квалифицированных специалистов и развязав настоящую войну против рабочих завода им. Малышева, производящего бронетехнику, двигатели для локомотивов, судов и бронетехники, оборудование для нефтегазовой промышленности и прочую высокотехнологичную продукцию.
Рабочих ставят на грань выживания. Мало того, что зарплату на предприятии с многомилионными контрактами назначают в размере 2500 грн., её ещё и не выплачивают. По состоянию на 28 июля задолженность по выплате заработной платы составила 43 млн. грн. После того, как работникам в откровенной издёвке бросили кость, выплатив зарплату за один месяц за вычетом премии, которая составляет 60% от зарплаты, те вышли на спонтанный митинг. Однако политическую активность рабочих попытались обуздать, назначив нового директора предприятия (им стал Валерий Предко, некогда исполнительный директор харьковской областной организации работодателей «Гранит», а непосредственно перед назначением на завод им. Малышева – начальник управления исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Харьковской области) и начав выплачивать заработную плату – каждый день по 5-7%, что не успокоило работников окончательно, но заставило их отказаться от протестных действий. Как свидетельствует председатель профкома заводской ячейки независимого профсоюза «Защита справедливости» Николай Бульбаха, задолженность по зарплате за март уже ликвидирована, но февральской зарплаты работники всё ещё не видели. Хотя ранее рабочим обещали рассчитаться с долгами по зарплате до 1 июля, теперь руководство предприятия надеется на ликвидацию долгов только к новому году, а в переговорах просит подождать с протестными действиями, поскольку ему необходимо познакомиться с ситуацией на предприятии.
Во-вторых, ссылки на нехватку денег позволяют руководителям предприятия проводить массовые сокращения. Так, если в начале 2009 года в механическом цеху агрегатного завода работало 100 человек, то сегодня цех насчитывает всего лишь 45 сотрудников. А в июне стало известно о намерениях уволить 800 сотрудников предприятия. По счастью, пока что настолько массовые сокращения остаются не более чем угрозой. Однако 200 сотрудников в начале года все же уволили. 18 из них были восстановлены на предприятии благодаря вмешательству профсоюза, входящего в Свободную конфедерацию профсоюзов Украины, – но в число восстановленных входили только члены профсоюза. Сокращения использовались и как политический инструмент. Бывший директор предприятия Алексей Подгорный ставил перед некоторыми рабочими альтернативу: или выходите из профсоюза, или мы найдем, за что вас уволить. И эти угрозы действительно сбивали активность рабочих, ведь они, будучи в большинстве своём уже немолодыми людьми, не питают больших надежд найти достойную работу за пределами завода и потому боятся увольнения. Именно тогда, в 2008 году, ситуация на заводе им. Малышева резко обострилась.
Между тем, увольняя сотрудников, предприятие лишает себя источников заработка, поскольку – за семью печатями и в крайне непубличной атмосфере – вынуждено отказывать многим заказчикам за нехваткой квалифицированного персонала. А ведь замену уволенным отыскать не так просто, они имеют, как правило, редкие технические специальности, которым сегодня обучиться бывает негде. Красноречив средний возраст рабочих – 52 года. Увольнительная лихорадка порой приводила к совершенно абсурдным ситуациям: к примеру, оказалось, что один из заказов было невозможно завершить без участия недавно уволенного специалиста, которого для завершения работы над заказом каждый день возили на завод по пригласительному пропуску, без официального восстановления. Рабочие не верят в необходимость сокращений ещё и потому, что отдельных сотрудников привлекают к работе по выходным (и при этом еще в апреле руководство для 254 рабочих пыталось установить неполную рабочую неделю!) – это значит, что работа всё же есть и предприятие нуждается в персонале. И уж тем более неубедительно выглядят заверения в нехватке средств на фоне громких заявлений нового директора о намерении набрать на работу дополнительно 1500 человек.
Кроме потери специалистов, есть и другое обстоятельство, препятствующее выполнению заказов, – их бывает попросту негде выполнять. За предыдущее годы было распродано немало оборудования, сдаются в аренду заводские помещения. В связи с подобными нарушениями, по информации председателя Харьковского областного отделения Конфедерации свободных профсоюзов Украины Владимира Демиденко, было заведено 12 уголовных дел. В результате настолько безответственного отношения нарушается технология производства, что иногда ведёт к международным скандалам. Ирак, например, предъявлял Украине претензии, связанные с заклиниванием пушек БТР и использованием в предлагаемой продукции металлов низкого качества. Все эти обстоятельства вкупе с проверками КРУ, одна из которых в начале 2010 г. выявила на предприятии недостачу в 46 млн. грн., давали основание предполагать, что завод могут намеренно вести к искусственному банкротству.
Приведут ли? Чтобы спрогнозировать ответ на этот вопрос, нужно пристально следить за положением рабочих – ведь в ближайшее время именно оно станет индикатором дальнейших перспектив предприятия.
По теме:
На заводе им. Малышева сотнями сокращают людей, а оставшимся зарплату выплатят к новому году
Возле завода имени Малышева прошел митинг. Люди хотят денег. Прокуратура готова вмешаться