Долорес, ”Miami Autonomy and Solidarity”
В организации “Miami Autonomy and Solidarity” (Майамская автономия и солидарность) мы проводим беседы с людьми, считающими себя “левыми”, чтобы узнать, где сходятся наши политические взгляды; также мы учимся друг у друга, чтобы найти общий язык и предложить человеку участие в деятельности нашей организации.
Несмотря на то, что в мы общались с большим количеством людей, многие из которых вступили в МАС, нашей организации ощутимо не хватает участниц женского пола. МАС уделяет первостепенное внимание набору женщин, мы продолжительное время общались с женщинами из разных слоев общества, но ни одна из них не вступила в организацию.
Например, один из наших участников регулярно разговаривал с молодой активисткой из Майами, но в определенный момент общение прекратилось. Недавно я беседовала с этой девушкой, и она призналась мне, что не чувствовала понимания со стороны ее контакта из МАС, поскольку она женщина, и он не мог понять ее точку зрения. К сожалению, таким образом мы потеряли потенциального члена организации. Потому ли она отказалась вступить в МАС, что мужчина не “понимал” ее? Если бы с девушкой беседовала я, случилось бы иначе? Может быть, это и помогло бы, но совсем немного, поскольку я считаю, что проблема не только в понимании. Я сталкивалась с подобной ситуацией во многих политических и революционных организациях. Эта проблема до сих пор актуальна для многих групп; особенно для женщин: не только в их составе, но и вне его, просто поддерживающих связи с такими организациями.
“Почему в революционных организациях так мало женщин?” Я часто задаю себе этот вопрос, он сам приходит в голову в такие моменты, как, например, во время Анархистской конференции, посвященной классовой борьбе, женщина-участница мероприятия случайно спросила меня, состоится ли мужская конференция на выходных. Далее я кратко рассмотрю почему, как мне кажется, в революционных группах так мало участниц; и кроме того, почему женщинам стоит [курсив перев.] вступать в организации, а также, почему самим группам нужно активнее привлекать к участию женщин.
До МАС я никогда не состояла в политических организациях. Меня, как и многих других женщин разочаровывало то, что мы слышали о многих организациях, считающих себя левыми или революционными. Я читала, да и сама видела, как женщинам не давали говорить, их изгоняли из групп, где доминировало классово редукционистское мышление, эти организации не участвовали в социальных движениях, вместо этого концентрируя усилия на проведении крупных манифестаций, формировании черных блоков и других мачистских практиках. Подобные аргументы можно часто услышать, было даже проведено критическое исследование, подробности которого я опущу, поскольку в этом тексте они будут неуместны. Кроме предрассудков о революционных группах, у меня было чувство, что мне там не место. Я ощущала, что ничего хорошего из этого не выйдет, ну и мне никто даже и не предлагал вступить.
Несмотря на то, что до сих пор существуют группы, использующие такие субкультурные и недалекие практики, многие все же начали участвовать в общественных движениях, осозналис вое прежнее отношение к женщинам и перестали их дискриминировать. Будучи женщиной, мне надо было сделать выбор: я могла продолжать работать в общественной организации или участвовать в ее деятельности, не вступая, и никогда не увидеть значительных изменений, или же я могла отставить в сторону свои предубеждения о революционных организациях и присоединится к одной из них; сделать из нее организацию, которая будет вдохновлять и меня, и других женщин, чтобы они захотели быть частью этой группы, что, надеюсь, однажды приведет к началу революции.
Я знаю, что многим женщинам есть что предложить – идеи, организационный опыт, родительский опыт и т.д. – я разговаривала с ними на тему их разочарования в общественных организациях и индивидуальном активизме, но они и дальше действуют в одиночку. Если мы будем продолжать в том же духе и не объединимся вокруг одной идеологической конструкции, то патриархату и угнетению не будет конца.
Женщины по всему миру живут в самых жестоких условиях, некоторые из них – самые низкооплачиваемые рабочие, которые часто трудятся на двух работах и постоянно становятся жертвами институционального и персонального насилия. Тем не менее, существует множество феминистских организаций, которые успешно повышают условия жизни многих женщин, но без фундаментальных изменений в структуре общества. Пока капитал и государство эксплуатируют женщин из рабочего класса, реформы могут улучшить условия жизни лишь некоторых женщин, но не положат конец их всеобщей эксплуатации.
Глория Джин Уоткинс (Gloria Jean Watkins), под псевдонимом “белл хукс” в своей книге “Talking Back, Talking Black” пишет: “В рамках борьбы за свободу феминизм не должен растворяться в более широком течении борьбы против всех видов угнетения. Мы должны понимать, что патриархат имеет общие идеологические корни с расизмом и другими формами групповой дискриминации, и глупо надеяться, что патриархат может быть уничтожен отдельно от этой системы”. Если мы не будем бороться против эксплуатации рабочих, то в мире ничего не изменится, разве что эксплуататорами станут богатые женщины, которые будут управлять нашими жизнями.
Уоткинс считает, что “нужно учиться солидарности, совместной борьбе”, чтобы эффективно развивать феминистическое движение. Революционная организация – это место, где женщины, выступающие против капитализма, могут обсуждать идеи, совместно выдвигать и воплощать инициативы, бороться за справедливое общество. Они могут помогать товарищам мужского пола находить и побеждать свои сексистские предрассудки, учиться друг у друга, сотрудничать на равных.
Еще одна причина для вступления в политическую организацию – это дополнительная возможность для личностного и политического роста, развития лидерских и организаторских способностей, идей и теорий. Лично меня участие в МАС много раз выталкивало из зоны комфорта и заставляло многому учиться, у меня бы никогда не возникло такой ситуации в обычной общественной организации. Самое трудное – это работать сообща. Этому очень трудно научиться: нужно иметь дело с абсолютно разными людьми, выражать свои идеи, уважать идеи своих соратников, даже если ты с ними не согласен, и самое главное – это ответственность перед другими. Можно подумать, что это ничем не отличается от участия в аффинити-группе или рабочем комитете, но мне кажется, что работа в политической организации требует намного более ответственного подхода. Аффинити-группы и рабочие комитеты обычно распадаются после завершения кампании или акции, но участие в политической организации – это длинный путь, в ходе которого ты меняешься, растешь, но идешь к одной, определенной цели.
Еще один позитивный момент участия в МАС – это активное обсуждение теории и идеологии. До вступления в организацию я мало разбиралась в теории, из-за чего чувствовала себя неловко; это довольно распространенная проблема среди женщин, но раз в два месяца мы организовываем в МАС читательские кружки, мы читаеми разбираем разные эссе или книги, даже если кто-то из членов уже читал их. Мы поощряем людей поднимать интересующие их темы, задавать вопросы. Мне сначала было очень тяжело участвовать в обсуждениях, но со временем стало легче и мне очень понравилось. Только бросая вызов своей зоне комфорта, можно вырасти над собой. Хочу подчеркнуть – никто не “эксперт” во всем революционном, и все найдут, чем поделиться, вне зависимости от уровня теоретической подготовки или организационного опыта.
Кроме того, что на женщинах лежит определенная индивидуальная ответственность, побуждающая вступать в группы, очень важно, чтобы сами группы организовали пространство, в котором женщины чувствовали бы себя комфортно. Для этого нужно сконцентрировать усилия на наборе женщин в организацию, искать заинтересованных, предлагать тем, кто стал бы хорошим членом коллектива, сотрудничать с женскими/феминистскими организациями, продвигать свою организацию, чтобы большее количество женщин могло о ней узнать. Также стоит участвовать в массовых женских движениях, чтобы помогать женщинам развивать лидерские качества, а заодно и набирать людей в свою организацию.
Если в группе появилась новая участница, то, как в подобных случаях надлежит делать, важно, чтобы кто-то с ней общался, чтобы она не оставалась без внимания; также нужно убедиться, что идругие участницы группы поддерживают новичков.
Я не написала здесь ничего нового, но мне кажется, что очень мало женщин состоит в революционных организациях. Поэтому я призываю вступать в политические организации всех женщин, которые зашли в тупик, чувствуют себя одинокими, но хотят быть частью большого движения за уничтожение всех форм угнетения. Наши голоса часто игнорируют, и только влившись в движение, мы будем услышаны. Звучит, наверное, банально, но в рамках борьбы с капитализмом и государством мы должны одолеть и патриархат, и мы не можем сделать этого в одиночку. Женщины могут многим помочь движению: своим участием в группах, даже организацией того самого психологически комфортного пространства, мы поможем борьбе против всех форм эксплуатации и угнетения.