Автономна спілка трудящих | Автономный Союз Трудящихся | Autonomous Worker's Union

На Безпартшколі АСТ обговорювали біологічне і соціальне в природі людини

Жовтень 19, 00:12, 2013

Автономный Союз Трудящихся вынужден отметить, что политическая позиция данного лектора в корне противоречит нашей. После того как Владимир Фридман прямо поддержал  реакционные силы в Восточной Украине, он не может считаться   нашим товарищем. Тем не менее, его лекции по вопросам этологии и проблеме глобального потепления продолжают представлять интерес. К сожалению, иногда хороший учёный может являться сторонником авторитарных идей.

Darwin y Kropotkin1
13 жовтня новий сезон Безпартшколи АСТ відкрився лекцією Володимира Фрідмана – кандидата біологічних наук, співробітника біологічного факультету Московського державного університету. Тема лекції – “Біологічне і соціальне в природі людини”.

Ті, хто не зміг бути присутнім, мають можливість подивитися відеозаписи:

Лекція

Питання і відповіді

Короткий зміст лекції від автора:

Автор – этолог, специалист по поведению птиц, сперва рассмотрит, что такое «инстинкт» в понимании этологов, и чем это понятие отличается от расхожих представлений об «инстинктах» у публики, а также у других биологов-неспециалистов по поведению. Затем сформулируем, чем инстинктивное поведение отличается от выученного, по каким признакам можно отличить то и другое в разных группах животных, как изменяется соотношение «врождённой» и «приобретённой» компоненты в филогенетическом ряду позвоночных, чем инстинкт отличается от рефлекса и стереотипа. Затем рассмотрим проблему: есть ли инстинкты у человека: я буду аргументировать что нет, «инстинктивное» путают либо с генетически детерминированным компонентом поведения и/или внутренних состояний или с рефлексом, или со стереотипом. Больше того, инстинктов нет и у наших ближайших родичей – высших человекообразных обезьян. Дальше я на филогенетическом древе приматов постараюсь нащупать «участок», где идёт разрушение инстинктов, и почему.

Затем мы рассмотрим популярный сейчас (больше у публики, чем у специалистов) социобиологический подход к поведению животных и человека, из которого следуют геноцентризм и биологизаторство применительно к поведению человека. Мы оценим плюсы и минусы социобиологии как научной школы: первые состоят в введении оценок «качества» разных стратегий поведения через соотношение платы и выигрыша, минусы – в онтологии, не выдерживающей научной критики. Главный минус – ни особи, ни тем более гены не являются «эгоистичными репликаторами», они включены элементами в сложные системы – организм, с одной стороны, социум/популяция, с другой, управляются и регулируются ими так, чтобы максимизировать долговременную устойчивость воспроизводства специфических отношений системы вопреки «возмущениям». Для организма это план строения вида, рода и пр. (биологическая форма), для общества – структура общественных отношений, классовое деление и формы общежития, для популяций животных видов – пространственно-этологическая структура. То есть социобиологическим объяснениям противостоят системные, где социальное влияние на поведение особей, их существенные характеристики, распространяющееся «по отношениям» системы, сильней эндогенных влечений, идущих «от генов» или «от физиологии».

Иными словами, чем интересны социобиологические подходы, хотя и отталкивают биологизаторством с геноцентризмом? Это пример материалистических объяснений природы человека и общества, альтернативный марксистскому (исходящит из системного подхода и примата социального влияния), столкновение с которыми может дать новое знание и которую надо уметь опровергать. Соответственно, мы разберём, на чём прокалывается социобиология (или же этология) человека и почему этологические теории неприложимы даже к животным – притом что предложенные техники анализа поведения были полезны и дали новое знание. Дальше поговорим о социальных факторах, в условиях капитализма поддерживающих популярность социобиологических объяснений «на плаву» при нелучшем соответствии фактам.

По результатам я постараюсь обосновать правило взаимоотношения биологического и социального, что у человека, что у позвоночных животных: первое управляется вторым, как всадник лошадью, по мере развития общества биологические по природе влечения всё в большей степени ставятся под контроль социального и их «энергия» направляется к целям, связанным с тем ансамблем общественных отношений, в которые включён данный индивид (вместо «исходных-биологических»). Соответственно, все причинные факторы биологической природы (идущие ли «от генов», от «физиологии» или «от строения мозга») на выходе дают результат в виде поведения или внутреннего состояния, связанный не с их собственной природой, а с той сферой социального бытия, где задействована эта часть биологии.

И под конец рассмотрим вопрос эволюции социальности, в том числе человеческой, в том числе таких признаков, как взаимопомощь с кооперацией. Если социобиологические теории не работают, как возникают групповые адаптации – приспособления, выгодные в целом для вида, но невыгодные или рискованные каждой особи в момент осуществления? Я покажу, что теория группового отбора (или взгляды Кропоткина, акцентирующие важную роль взаимопомощи) здесь тоже не работают, эти приспособления вырабатываются индивидуальным отбором, но не в куче атомизированных особей, а в социуме, популяции, и других системах, где особи объединены паттерном специфических отношений и управляемы ими. Именно управление, внутренняя регуляция, немедленно появляющиеся в таких системах, делает «вложения» особей в групповые адаптации выгодными. В заключение мы рассмотрим социальную эволюцию человека с точки зрения «естественности»-«неестественности» изменений, связанных со сменой формаций в человеческой истории, от первобытнообщинного строя, через рабовладение, феодализм, капитализм к социализму и коммунизму (который пока не реализовался).

Література для самостійного ознайомлення:

http://wolf-kitses.livejournal.com/254890.html

http://wolf-kitses.livejournal.com/87578.html

http://wolf-kitses.livejournal.com/299327.html

http://ethology.ru/library/?id=404

Инстинкты (и почему их нет у человека) http://wolf-kitses.livejournal.com/84643.html#cutid1 http://wolf-kitses.livejournal.com/84892.html

Как птицы обучаются инстинктивному поведению http://ethology.ru/library/?id=313

“человек” и “животное”: где провести грань? http://ethologia.livejournal.com/10289.html

http://wolf-kitses.livejournal.com/253291.html

http://commons.com.ua/?p=12911

отказавшиеся подчиняться http://novostinauki.ru/news/36790/

http://novostinauki.ru/news/49226/

национальные различия в уровне конформности http://wolf-kitses.livejournal.com/330483.html

про селекционистский подход к социальной истории http://wolf-kitses.livejournal.com/246223.html

о “фантомной наследуемости” http://wolf-kitses.livejournal.com/316732.html

борьба с угнетением: биологический бэкграунд http://wolf-kitses.livejournal.com/143230.html

Related Articles

0 Comments

No Comments Yet!

There are no comments at the moment, do you want to add one?

Write a comment

Write a Comment

Коментувати

Підписатися

Підписатися по e-Mail

Архіви