15 июня в Санкт-Петербурге произошел вопиющий инцидент, связанный с сексуальным домогательством и насилием. Приглашенный в гости парень в навязчивой форме пытался склонить хозяйку дома к сексу, а получив отказ, от злости убил двух ее домашних животных. Еще одно проявление бытового насилия, которое широко распространено во всём мире. В постсоветском обществе не принято говорить об этой проблеме, и уж тем более не принято обсуждать её причины, которые заключаются в глубоко укоренившемся гендерном неравенстве, в системе патриархальных отношений. Однако из ряда вон выходящей эту историю делает хотя бы тот факт, что насильник по имени Марк Коблин – представитель российской антифашистской хардкор-панк сцены, организатор концертов и небезызвестный человек. Усугубляет происходящее то, что за насильника заступаются не только его друзья и интернет-тролли, но и некоторые российские анархисты.
Подобная реакция является признаком тех правых и консервативных тенденций, которые ярко заметны в постсоветской субкультурной антифа-среде. Сексизм, гомофобия, культ грубой физической силы находят своё проявление как в политике, так и в быту. Тот факт, что носители подобных ценностей вступают в противостояние с ультраправыми еще не делает их антифашистами – ультраправые тоже могут достаточно жестоко конфликтовать друг с другом. Тот факт, что некоторые анархисты предпочитают видеть в подобных субкультурных персонажах товарищей, а не оппонентов, показывает, что консервативные тенденции заражают и анархистское движение. При этом анархистская этика инструментализируется – она используется для оправдания явлений, которые ей прямо противоположны
Показательны комментарии известного российского активиста, поэта и музыканта по кличке Укроп. Несколько лет назад в анархистской среде был достаточно громкий скандал, когда его обвинили в избиении девушки. Тогда он раскаивался, говорил о своём состоянии аффекта, всячески выражал сочувствие пострадавшей. Движение в целом сочло конфликт исчерпанным, кроме самой пострадавшей, которая оказалась фактически отлучена от анархистской среды. Эпизод в Петербурге и реакция Укропа на него заставляет иначе взглянуть и на события пятилетней давности. Раскаяние оказывается под вопросом. Доводя до абсурда конструктивистский подход, Укроп полностью снимает с насильника всякую личную ответственность за совершенные им действия. Якобы, если в желании насиловать и убивать виновато общество – и именно общество, коллектив должно исправлять эту ошибку, а сам Марк является не более чем жертвой. Эта логика полностью противоречит одному из базовых принципов анархизма – принципу личной ответственности. Используется Укропом и другой излюбленный прием оправдания угнетателей: существование системного насилия против животных и людей используется как повод закрыть глаза на вопиющие частные случаи этого насилия. Фактически, мы имеем дело со своеобразной сталинистской логикой: идеальный мир строится во имя массы, но не во имя человека, личные проблемы не существуют до тех пор, пока существуют проблемы общества. А они при таком подходе будут существовать постоянно, ведь если шагать к “идеальному миру”, позволяя себе давить попавшихся под ноги людей, собак и морских свинок – мир этот будет только лишь отдаляться. Впрочем, незачем идти к сталинистам, подобный подход успешно используют и неолибералы: “Как вы можете требовать зарплаты, когда в стране война, а на планете кризис?”.
Псевдоанархистская фраза оказывается на службе у насильника и, если брать шире – у политических и социальных практик, основанных на насилии. Если закрывать глаза на подобные тенденции (особенно на попытки снятия ответственности), в дальнейшем домогательства и насилие могут перерасти во что-то гораздо худшее, а само анархистское движение может незаметно стать своей полной противоположностью. Мы призываем прекратить всякое общение и сотрудничество как с виновником инцидента, так и с людьми, которые его оправдывают или же занимаются обвинением жертвы. Насильникам и их адвокатам нет места ни на политических мероприятиях, ни на музыкальной сцене.
АСТ-Киев
АСТ-Харьков
АСТ-Москва
Nihilist.li
ЯК ДО НАС ПРИЄДНАТИСЯ
“…по кличке Укроп. Несколько лет назад в анархистской среде был достаточно громкий скандал, когда его обвинили в избиении девушки” – его не просто “обвинили”. Укроп сам подтвердил, что избивал её и распространял заявления, что считает подобные избиения вполне нормальными, поскольку бил её “не как женщину, а как человека”. Это не помешало ему оставаться лицом московского и более того российского антифашизма/анархизма. Он не был даже исключён из весьма известных анархических организаций. Некоторые из его товарище_к ограничились так называемым строгим выговором, некоторые поддержали его. Никакого “раскаяния” никогда не было. По крайней мере публичного. Так что у вас просто фактические ошибки в заявлении.
“Движение в целом сочло конфликт исчерпанным, кроме самой пострадавшей, которая оказалась фактически отлучена от анархистской среды.” – ещё происходил моббинг в отношении тех немногих, кто её всё-таки поддержал.
В силу того, что тот случай произошёл аж в 2009-м году, многие из тех, кто оказался в движении позже, и не знают о нём толком. Тем проще распространять теперь слухи о том, что Укроп «раскаялся». Такие слухи нужны, видимо, тем, кому всё же как-то приходится объяснять, почему они продолжают тесное с ним сотрудничество.
Формально, для публики – раскаивался. Т.е. слова, что ему “очень жаль” и “он больше так не будет” он озвучивал.
Разумеется, никто тут не утверждает, что это было сделанно искренне, но “для галочки” раскаяние было.
Было от него одно письмо в весьма ёрническом тоне написанное, где действительно было озвучено про “это плохо” и “больше не буду”. Появилось оно после того, как его в европах стали выгонять из леваческих мест, сильно позже собственно самого избиения. Если вы подобное считаете раскаянием, пусть и для галочки, то фиг знает. Тогда это воспринималось скорее как издевательство.
Vladimir Ponimajush’ij
17 hrs ·
Ничто не отталкивает от борьбы за равноправие между полами, как феминистки!
Надо написать статью “Феминизм и другие препятствия на пути к равноправию!”
Хотя можно даже не писать. Одного названия хватит…
Потрібні адреси закордонних спільнот через тиск яких він був змушений вибачатися після випадку з Ч.
Я перекладу такі його пости на англійську та надішлю їм.
Какие-то разборки сраных панков. При чем тут трулящие вообще?