Беларусь. Не ведают они, что творят…

Будимир, Минск, Республика Беларусь
От администрации сайта АСТ. Ниже мы размещаем сообщение из блога белорусского журналиста левых взглядов. В нем он не анализирует политику властей, а просто и доходчиво объясняет, как сказался кризис и крах “Белорусского экономического чуда” на потреблении  домохозяйств.


Пускай хлеб из лебеды мы не едим, изображения в браузере не отключаем и пока ещё не проглаживаем талоны на транспорт для повторного использования, бедность плотно дышит в затылок. Под бедностью я понимаю состояние, когда приходится думать о деньгах. Как Базину в перестроечном фильме «Курьер» приходилось думать о пальто, без которого зимой неуютно и тоскливо. Вместо того, чтобы мечтать о победе коммунизма на всей земле.


Семья у нас во многом уникальная, но в экономическом отношении вполне себе среднетипичная: месячный доход на четверых человек (двое взрослых, двое детей) составляет сейчас около тысячи долларов. По нынешним временам это – потолок для рабочей семьи, где оба супруга трудятся на немногих высокорентабельных предприятиях. То есть upper-middle working class.

Чего мы при таком доходе позволить себе не в состоянии:
1) Прошлым летом, съездив со старшим сыном в посёлок Териберка, Кольский полуостров, Мурманская область, и сильно впечатлившись красотами северной природы, мы подумывали это дело повторить. А то и махнуть ещё севернее – скажем, на полуостров Таймыр. Размечтались. Забыть, не вспоминать. Теперь отменяется даже бюджетный отдых на Браславских озёрах, куда мы ездили всей семьёй типа как на дачу.
2) Это не значит, что с отдыхом мы ужались и сэкономили, поэтому хотя бы с пальто проблем теперь не будет. Обновки тоже отменяются. Одежду придётся донашивать старую, латать и штопать.
3) Прощай, буржуазная европейская практика посиделок в кафешках, они стали непозволительной роскошью.
4) Прощайте, гастрономические эксперименты и вообще разнообразное питание. Из рациона напрочь исчезли вина, рыба и морепродукты, фрукты, сыры, йогурты, крупы, нежирное мясо. С особенной тоской вспоминаются самопальные суши, которыми мы увлекались в прошлом году, начиняя их не только рыбой, но и перцем, оливками, маринованными корнишонами и пр. Домашнее меню возвратилось к советским стандартам.
5) Хотя я где-то согласен с ботаником-анархистом Теренсом Маккеной, что кофе – напиток культуры, ориентированной на крайний индивидуализм, соперничество и конкуренцию, изматывающую гонку за прибылью и потребительским счастьем, отказаться от него всё равно не в состоянии. Без него голова пребывает в туманном и расслабленном состоянии. С кофе начались перебои. Что неудивительно при нынешней цене за 250-граммовую пачку молотого «Tchibo Exclusive» – 34 000 тысячи (188 RUR), которая расходуется у нас за 3-5 дней.
6) В домохозяйстве пропали всяческие пахучие, приятные на глаз средства гигиены. Их заменило что-то блёклое, невыразительное, с трудно запоминающимися названиями.
7) Конец июня, а ребёнок ещё ни разу не был в парке аттракционов…
А это у нас ещё нет машины, на нас не висит никаких кредитов и строек, дети вышли из младенческого возраста, на иждивении нет тяжелобольных, тьфу-тьфу-тьфу, которым нужны импортные лекарства.
Касаемо перебоев с продукцией:
1) То, что сигареты на 50% подорожали – ещё полбеды, их уже месяц как нет в продаже. Из-за косяков на валютном рынке встал крупнейший производитель – «Табак-инвест», отправив работников в отпуск за свой счёт. «Табак-инвест» производил линейку сигарет средней паршивости, т.е. самые ходовые марки: Camel, Winston, Lucky strike, West, Monte Carlo и др. Теперь на сигаретных прилавках осталась только продукция Гродненской табачной фабрики, очевидно, производимая из суррогатных материалов, а не из табака, и почему-то сигареты «Sobranie» стоимостью 16 000 рублей (88 RUR) за пачку.
2) Говорят, в магазинах не найти кефира. Но мы его не употребляем, поэтому не знаю точно.
3) Мой брат, у которого зрение -13, не смог найти в Минске линзы для глаз. Придётся искать в Москве.
4) Друг-астматик, которому от щедрот государевых полагалось бесплатное лекарство, обнаружил, что из аптек оно исчезло. Пришлось задорого купить в Смоленске.
Некоторые кризисные макропоказатели:
1) Из-за девальвации национальной валюты белорусские вкладчики потеряли более миллиарда долларов.
2) Средняя зарплата и пенсия в Беларуси опустились до уровня ниже, чем в Украине, и почти приблизились к уровню Молдавии.


3) По данным Национального статистического комитета на конец апреля, 600 тысяч работников в реальном секторе экономики приостановили свою деятельность по инициативе руководителей предприятий из-за проблем на валютном рынке. Это более 12% всех работающих.
4) Пытаясь упредить ещё больший отток рабочей силы в Россию, Лукашенко пригрозил гастарбайтерам, что их семьям придётся оплачивать 100% коммунальных услуг, а для них самих медицина будет 100% платной. Впрочем, это скорее из области «вербальных интервенций», с трудом представляю, как такую угрозу можно осуществить на практике.
5) В Беларуси на неопределённый срок приостановлено льготное кредитование жилищного строительства по ставкам до 5% годовых. Льготное жильё обещают сохранить только для многодетных семей (правда, для них ставка увеличена до 14% годовых) и, кого бы вы думали, «служивых людей», т.е. армии и милиции. На фоне роста социального недовольства их, конечно, обижать чревато.
Кроме того, что начало трещать по швам «белорусское экономическое чудо», внезапно стал потрескиваться и миф о белорусских «слугах народа», которых самопровозглашённый президент будто бы держит в чёрном теле, не давая им ни воровать, ни жировать.
Сначала всплыла информация, что губернатор Брестской области, самой бедной области в Беларуси, в разгар кризиса пересел на Audi 8 за 100 тысяч евро, потом президентский физрук Михаил Захаров, возглавляющий дотационный хоккейный клуб, в состоянии алкогольного опьянения попадает в аварию на новёхоньком Bentley. После чего выясняется, что этот серебристый Bentley принадлежит его молоденькой подруге, а у него самого – Bentley чёрного цвета. В общем, белорусским чиновникам и приближённым к государеву телу, как оказалось, отнюдь не чужда дольче вита по российскому образцу. Да и сам Лукашенко зачем-то именно сейчас (когда, напомню, белорусы распрощались с льготным жильём) заложил строительство нового помпезного президентского дворца…
Не иначе, somebody up there начисто лишил их разума, чтобы они, не ведая, что творят, всеми силами приближали День гнева и свой конец.
Даже вчерашние скептики говорят об этом, как о неизбежности – «социальный контракт» между властью и подданными нагло попран, а значит режиму в скором времени кранты.
Это, допустим, в СССР гражданин мог перетерпеть временные трудности, потому что у него была мечта, пока она была. Лукашенко не революционер и не утопист, никакой высокой мечтой он белорусский народ не заразил, а рядовой батька-атаман. Теперь «у пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы стали разбегаться в разные стороны».
Я боюсь чрезмерного оптимизма, но нельзя не признать, что народ для протеста действительно созрел. Не помню, когда ещё такое было, чтобы люди на улицах искали кому излить свой гнев на вчерашнего гаранта стабильности и процветания.
Но с каким багажом мы въехали в революционную ситуацию? 66,6% белорусов убеждены, что стране нужны рыночные реформы.


Те 10-15% белорусов, которым рыночные реформы действительно нужны, в значительной степени обязаны этой сокрушительной победой тем многочисленным симпатизантам Лукашенко из братской России, раздувшим до невероятных размеров пузырь мифа о нём как о социалистическом гении. Неудивительно, что народ шарахнулся в прямо противоположную сторону: раз «социалист» не справился с управлением и довёл экономику до ручки, значит даёшь рынок!
Ой, спасибо вам, родимые, вот так удружили!

ИСТОЧНИК

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *