Автономный Союз Трудящихся вынужден отметить, что политическая позиция данного лектора в корне противоречит нашей. После того как Владимир Фридман прямо поддержал реакционные силы в Восточной Украине, он не может считаться нашим товарищем. Тем не менее, его лекции по вопросам этологии и проблеме глобального потепления продолжают представлять интерес. К сожалению, иногда хороший учёный может являться сторонником авторитарных идей.
13 жовтня новий сезон Безпартшколи АСТ відкрився лекцією Володимира Фрідмана – кандидата біологічних наук, співробітника біологічного факультету Московського державного університету. Тема лекції – “Біологічне і соціальне в природі людини”.
Ті, хто не зміг бути присутнім, мають можливість подивитися відеозаписи:
Короткий зміст лекції від автора:
Автор – этолог, специалист по поведению птиц, сперва рассмотрит, что такое «инстинкт» в понимании этологов, и чем это понятие отличается от расхожих представлений об «инстинктах» у публики, а также у других биологов-неспециалистов по поведению. Затем сформулируем, чем инстинктивное поведение отличается от выученного, по каким признакам можно отличить то и другое в разных группах животных, как изменяется соотношение «врождённой» и «приобретённой» компоненты в филогенетическом ряду позвоночных, чем инстинкт отличается от рефлекса и стереотипа. Затем рассмотрим проблему: есть ли инстинкты у человека: я буду аргументировать что нет, «инстинктивное» путают либо с генетически детерминированным компонентом поведения и/или внутренних состояний или с рефлексом, или со стереотипом. Больше того, инстинктов нет и у наших ближайших родичей – высших человекообразных обезьян. Дальше я на филогенетическом древе приматов постараюсь нащупать «участок», где идёт разрушение инстинктов, и почему.
Затем мы рассмотрим популярный сейчас (больше у публики, чем у специалистов) социобиологический подход к поведению животных и человека, из которого следуют геноцентризм и биологизаторство применительно к поведению человека. Мы оценим плюсы и минусы социобиологии как научной школы: первые состоят в введении оценок «качества» разных стратегий поведения через соотношение платы и выигрыша, минусы – в онтологии, не выдерживающей научной критики. Главный минус – ни особи, ни тем более гены не являются «эгоистичными репликаторами», они включены элементами в сложные системы – организм, с одной стороны, социум/
Иными словами, чем интересны социобиологические подходы, хотя и отталкивают биологизаторством с геноцентризмом? Это пример материалистических объяснений природы человека и общества, альтернативный марксистскому (исходящит из системного подхода и примата социального влияния), столкновение с которыми может дать новое знание и которую надо уметь опровергать. Соответственно, мы разберём, на чём прокалывается социобиология (или же этология) человека и почему этологические теории неприложимы даже к животным – притом что предложенные техники анализа поведения были полезны и дали новое знание. Дальше поговорим о социальных факторах, в условиях капитализма поддерживающих популярность социобиологических объяснений «на плаву» при нелучшем соответствии фактам.
По результатам я постараюсь обосновать правило взаимоотношения биологического и социального, что у человека, что у позвоночных животных: первое управляется вторым, как всадник лошадью, по мере развития общества биологические по природе влечения всё в большей степени ставятся под контроль социального и их «энергия» направляется к целям, связанным с тем ансамблем общественных отношений, в которые включён данный индивид (вместо «исходных-биологических»).
И под конец рассмотрим вопрос эволюции социальности, в том числе человеческой, в том числе таких признаков, как взаимопомощь с кооперацией. Если социобиологические теории не работают, как возникают групповые адаптации – приспособления, выгодные в целом для вида, но невыгодные или рискованные каждой особи в момент осуществления? Я покажу, что теория группового отбора (или взгляды Кропоткина, акцентирующие важную роль взаимопомощи) здесь тоже не работают, эти приспособления вырабатываются индивидуальным отбором, но не в куче атомизированных особей, а в социуме, популяции, и других системах, где особи объединены паттерном специфических отношений и управляемы ими. Именно управление, внутренняя регуляция, немедленно появляющиеся в таких системах, делает «вложения» особей в групповые адаптации выгодными. В заключение мы рассмотрим социальную эволюцию человека с точки зрения «естественности»-«неестест
Література для самостійного ознайомлення:
http://wolf-kitses.livejournal.com/254890.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/87578.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/299327.html
http://ethology.ru/library/?id=404
Инстинкты (и почему их нет у человека) http://wolf-kitses.livejournal.com/84643.html#cutid1 http://wolf-kitses.livejournal.com/84892.html
Как птицы обучаются инстинктивному поведению http://ethology.ru/library/?id=313
“человек” и “животное”: где провести грань? http://ethologia.livejournal.com/10289.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/253291.html
http://commons.com.ua/?p=12911
отказавшиеся подчиняться http://novostinauki.ru/news/36790/
http://novostinauki.ru/news/49226/
национальные различия в уровне конформности http://wolf-kitses.livejournal.com/330483.html
про селекционистский подход к социальной истории http://wolf-kitses.livejournal.com/246223.html
о “фантомной наследуемости” http://wolf-kitses.livejournal.com/316732.html
борьба с угнетением: биологический бэкграунд http://wolf-kitses.livejournal.com/143230.html