Если и есть что-то, чего я хотел бы в 2014 г. в политическом плане – так это чтобы левые отказались от требования 24-часовой всеобщей забастовки «сверху» и начали работать на полнокровную всеобщую стачку «снизу».
Прежде всего, давайте уясним одну вещь: TUC[1] не созовёт никакой всеобщей забастовки. Даже если не учитывать, что они завязаны на электоральные успехи лейбористов и на смягчение классовой борьбы в качестве социальных партнёров начальников, единственная причина, которая бы их подвигла на объявление забастовки – это если бы они почувствовали, что их обходят снизу (а сейчас это не так), да и то исключительно для выпуска пара.
Это подводит нас ко второму пункту, а именно: британскому рабочему движению сейчас совершенно не грозит выход из-под контроля профсоюзной бюрократии. Это означает, что у профсоюзного руководства мало оснований нас бояться, а ещё меньше – у государства и хозяев. Есть замечательные исключения из этого правила, а именно IWGB[2], IWW и Pop Up Union[3], но это, собственно, исключения.
Трейд-юнионы из TUC отчаянно хотят иметь место за столом капиталистического менеджмента, даже теперь, когда они настолько придушили низовую инициативу, что хозяевам нет нужды вести с ними переговоры. Время от времени случается вспышка, они дают отпор, потому что они всё ещё должны продавать себя рабочим, входящим в профсоюзы, и потому что они всё же предоставляют услуги, за которые мы им платим, когда доходит до официальных трудовых споров. Но в контексте широкой классовой борьбы они отнюдь не ведут за собой остальных, как сами всегда заявляют, а являются лишь бумажными тиграми.
Рецептом здесь не может быть замена руководства на «лучшее» или более «левое». Профсоюзы с левым руководством такие же отвратительные, как и с правым руководством. Например, PCS[4] рассматривает борьбу за зарплату, пенсии и условия труда как «интервальную тренировку»: за короткими периодами активности следуют длительные перерывы в деятельности. Нет, ответ заключается в построении низового актива, который будет сильным, боевым и активным вне зависимости – и даже вопреки – профсоюзному руководству.
Это медленная, кропотливая работа, требующая терпения. Она включает в себя множество личных бесед и побед в политических спорах с глазу на глаз – наряду с митингами, раздачами листовок и тому подобной деятельностью. Кое-где она сопряжена с риском сильного отпора или репрессий не только со стороны хозяев, но и со стороны профсоюзов. Но это нужно делать.
Этой деятельностью мы придаём рабочим уверенность. Не в своих вождях, а в самих себе. Ведь освобождение трудящихся – задача самих трудящихся, и только действуя самостоятельно мы можем предпринимать такие действия, которые будут идти вразрез, а потом и упразднят законы, ограничивающие право на забастовку. Такие действия, которые испугают хозяев и принудят их к уступкам. Такие действия, которые могут дорасти, органически и неравномерными волнами, до полноценной всеобщей стачки.
Левые выступают против этого и за организованную верхами 24-часовую всеобщую забастовку, поскольку утверждают, что рабочий класс ещё не готов оспорить власть капиталистического государства. Но они – мы – никогда и не будем готовы, если нас будут нянчить и опекать как детей. Мы станем готовы только если обретём уверенность в себе и начнём бороться сами за себя.
Если и есть что-то, чего я хотел бы в 2014 г., так это искры такого движения, которая бы начала разгораться. Забудьте свои широкие левые и электоральные игры. Давайте приложим немного настоящих усилий и построим настоящее движение, которое может смести нынешние условия.
Это делается медленно и тяжело, но это необходимо.
[1] Trades Union Congress, Конгресс профсоюзов; федерация, объединяющая большинство трейд-юнионов Англии и Уэльса. Приблизительный аналог – Федерация профсоюзов Украины.
[2] Independent Workers Union of Great Britain, Независимый союз рабочих Великобритании. Профсоюз, декларирующий антикапиталистическую позицию и отрицающий классовое партнёрство, активно работает с рабочими-иммигрантами в Лондоне.
[3] Профсоюз, организованный работниками Сассекского университета, чтобы противостоять попытке «приватизации» 235 рабочих мест. Зонтичная инициатива, исходившая от активистов трёх зарегистрированных профсоюзов для совместного противостояния аутсорсингу.
[4] Public and Commercial Services Union, Профсоюз работников государственных и частных предприятий сектора услуг. Пятый по размеру профсоюз в Британии, объединяет 250 тыс. чел., в основном работников государственных и бюджетных учреждений.