Тепло не дают, тепло берут

Д.Г.

С 1 июля в Киеве повышены тарифы на отопление и горячую воду – в среднем на 40%. Горячее водоснабжение подорожало с 16,24 до 25,1 грн за 1 куб. м. Централизованное отопление – с 2,91 до 9,22 грн. за 1 кв. м жилплощади (платить теперь, правда, надо будет только во время отопительного сезона, так что годовой тариф вырос не втрое, а с 34,92 до 55,32 грн. за 1 кв.м). заодно повысили тариф и на холодную воду: с 3,18 до 7,46 грн. за 1 куб. м.
icefurniture_mainЭто не первый подарок трудящимся: в последнее время власти взяли себе за правило радовать чем-то подобным народонаселение каждый месяц. С 1 мая были повышены тарифы на газ: с 7,82 до 12,73 грн./мес. для квартир с газовой плитой, но без колонки. С 1 июня подорожала электроэнергия: с 28,02 до 30,84 коп. за 1 кВт-ч при условии потребления не более 150 кВт-ч в месяц.
Теплоснабжение подорожало по всей стране. Рекордные показатели – на Донбассе: в Курахово обогреть 1 кв.м стоит теперь 16,04 грн. Киев находится примерно на среднем уровне, а самые дешевые тарифы ожидаемо в Южноукраинске, Кузнецовске и Нетешине – городах, где расположены атомные электростанции. Там тепло стоит, соответственно, 4,02, 2,66 и 1,82 грн. за 1 кв.м.
В Киеве теплоснабжением занимается главным образом компания «Киевэнерго», купленная Ринатом Ахметовым в декабре 2011 г. От ее мощностей (ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, четыре станции теплоснабжения и 181 котельная) обогреваются 75% киевлян и киевлянок, остальных греет Дарницкая ТЭЦ.
При нынешнем собственнике «Киевэнерго» наращивает не только чистую прибыль, но и долги. Население платит исправно: уровень оплаты за отопление и горячую воду в Киеве в январе-мае составил 101,1%, за три месяца весны объем задолженности сократился на 9%. Но жилищно-коммунальные организации, получающие деньги, не спешат передавать их дальше: по данным «Киевэнерго», ЖЭКи задолжали ему более 1 млрд грн. Еще примерно столько же Ахметову «висит» государство, которое должно компенсировать разницу между действовавшим до сих пор льготным тарифом и «экономически обоснованным» уровнем. Само «Киевэнерго», в свою очередь, не может рассчитаться за газ: долг компании перед «Нафтогазом» составляет 2,5 млрд грн., и в середине июля он в целях экономии вообще перекрыл ей газ. А она, в свою очередь, отключила горячую воду в половине домов Киева. И предупредила, что снизит температуру горячей воды там, где эта вода ещё есть. Это всё вдобавок к собственно повышению тарифов.
То есть, как всегда в разборках внутри правящего класса (между Ахметовым, правительством и «Нафтогазом») крайними оказались трудящиеся. Потому что у него, правящего класса, денег нет, а у нас есть. Надо делиться, видимо.
Следует понимать, что льготные тарифы – это совсем не такая уж разорительная беда, как об этом говорят: на них наживаются поставщики на протяжении всей цепочки. В частности, то же «Киевэнерго», которое пользуется тем, что никому неведомо, сколько на самом деле стоит произвести 1 Гкал тепловой энергии. Понятие себестоимости в этой сфере – чисто умозрительный феномен, к тому же предмет торга. Например, «Киевэнерго» утверждает, что в 2013 г. себестоимость 1 Гкал тепла для населения составляла 337,56 грн., но государство заложило в новый тариф себестоимость 283,82 грн. (сам тариф составляет 375,30 грн. из расчёта за 1 Гкал).
Известно, что 70-80% теплогенерации в Киеве осуществляется на ТЭЦ, где тепловая энергия на 30% дешевле, чем в котельных. То есть, по идее, себестоимость должна быть ниже, чем там, где топят неэффективные котельные. Ну а «Киевэнерго» выгодно себестоимость, наоборот, завышать, чтобы выставить побольше счёт государству. Проблема в принципе формирования тарифов: заявленные валовые затраты плюс рентабельность. Тарифообразование «от затрат» имело смысл в плановой экономике, где вся экономика функционирует как единый организм, а расчёты довольно условны и сводятся к перекладыванию денег из одного кармана в другой. В рыночной экономике это приводит к тому, что для того же «Киевэнерго» нет никакого смысла минимизировать свои затраты, проводить модернизацию или хотя бы ремонт оборудования и т.д. – наоборот, затраты нужно завышать. В результате 20 лет такого хозяйствования тарифы растут, а уровень износа теплосетей Киева уже составляет 75%. Чтобы избежать такого положения вещей, монополистам можно не потакать, а выставлять им жёсткий тариф, в рамках которого они пусть крутятся как хотят – т.е. самостоятельно занимаются снижением себестоимости. Кроме того, странно говорить о какой-либо рентабельности в контексте жилищно-коммунальных услуг: это не должно быть рынком, на котором кто-то получает прибыль.
cold homeПомимо махинаций с тарифом, никто не мешает «Киевэнерго» выставлять счёт за количество тепловой энергии, значительно превышающее реально поставленное. Проще говоря, брать деньги за жарко натопленную квартиру, а на практике обеспечивать бодрящую свежесть. Периодически появляются советы замерять температуру в квартире и потом требовать каких-то компенсаций, но на практике доказать что-либо без счётчика тепла весьма затруднительно. Счётчик установить теоретически можно, но на практике эту процедуру сделали очень обременительной и дорогостоящей (около 10 тыс. грн.). Подавляющее большинство населения платит по-прежнему за квадратные метры жилплощади, а не за реальные калории.
Ну а что будет теперь, когда тарифы на тепло вроде как официально превышают-таки себестоимость? Правительство уже объявило, что во втором полугодии из бюджета не будут проводиться компенсации поставщикам тепла – именно в связи с тем, что теперь население за все заплатит само. То есть, от государства «Киевэнерго» больше ничего не получит. Как себя поведут потребители – вопрос сложный. В целом, наши сограждане весьма законопослушный народ и стараются платить по всем счетам, даже абсурдным. Но смогут ли?
В 2013 г. инфляция составила всего 0,5%, но задолженность киевлян за тепло и горячую воду выросла аж на 7,4%. А в этом году за первые шесть месяцев потребительские цены выросли на 11,6%. Подорожали продукты питания (13,3%), лекарства (23,8%), транспорт (25,8%). По итогам года руководство НБУ и Минфинаожидает 19%-нуюинфляцию. При этом зарплаты, естественно, отнюдь не растут – на протяжении января-мая в Киеве реальная заработная плата в среднем уменьшилась на 15%. Мало надежды и на разрекламированные субсидии: они рассчитываются исходя из размера прожиточного минимума, а он в соответствии с «антикризисным» законом № 1165-VII на протяжении всего года расти не будет, т.е. упадёт по отношению к ценам. Кстати, прожиточный минимум – это отправная точка и для определения зарплат в госсекторе, пенсий и стипендий; всё это тоже, соответственно, останется на прошлогоднем уровне.
Если денег нет, то и платить нечем. Когда Черновецкий втрое поднял тарифы осенью 2006 г., на дворе стоял экономический бум, зарплаты и пенсии росли – но всё равно уровень оплаты коммунальных услуг упал вдвое, с 96% до 48%. То есть, денег «Киевэнерго» не дождётся ни от государства, ни от населения. И, соответственно, не сможет оплачивать газ «Нафтогаза Украины».
Чего от них можно ожидать в этом случае? Во-первых, полного прекращения горячего водоснабжения. Его и так нет в 5 тыс. из 11 тыс. домов Киева, в остальных вода подается нагретой ниже нормы. Отсутствие теплоносителя может привести к повреждению сетей и аварийным ситуациям. Осенью станет не лучше, а хуже. К концу года горячая вода может стать для киевлян такой же роскошью, какой давно является в других регионах.
Экономить будут и на отоплении. Недавно Кабмин рекомендовал изучить возможность снижения температурного режима в жилых домах на 2 градуса – с 18 до 16 по Цельсию. Можно быть уверенным, что к рекомендации с удовольствием прислушаются. На практике, конечно, в квартирах будет ещё холоднее. Кроме того, топить постараются начать попозже и закончить пораньше. Предыдущий отопительный сезон начался на две недели позже предусмотренных сроков, а окончился на две недели раньше – так сэкономили 1 млрд куб. м. В этот раз попытаются задержаться ещё сильнее.
tri-samyh-glavnyh-slova_31221669_orig_Население попытается обогреваться электроприборами, тем более что недавно к этому сограждан прямо призвал Арсений Яценюк. Похоже, что премьер-министр не в курсе, какой проблемой и сейчас ежегодно для энергетиков является нагрузка на электросети во время зимних морозов и летней жары. Они не в таком убитом состоянии, как теплосети, но все же степень износа в Киеве равна 60%. И в предыдущие годы регулярным явлением были аварии из-за чрезмерной нагрузки на сеть; этой зимой электричества в домах будет заметно меньше. Особенно это касается пригородов Киева, где эта проблема стоит ещё более остро.
Таким образом, жителям столицы стоит уже в ближайшее время начинать готовиться к осени: закупать термобельё, обогреватели и свечи. Или выходить на улицы и требовать снижения тарифов: мы не должны платить за ошибки правящего класса!

One Comment on “Тепло не дают, тепло берут”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *