Стас Ди
Конец весны и начало лета в Украине были отмечены значительным обострением классовой борьбы, как со стороны капиталистов, так и рабочих, причем нарастающее недовольство новыми законопроектами правительства накладывается на трудовые конфликты на местах. Помимо одиозного трудового кодекса, борьбу против которого левые активисты ведут уже несколько лет (последняя акция при участии активистов АСТ состоялась во время рассмотрения трудового кодекса в комитетах Верховной Рады 21 мая), депутаты вынесли на рассмотрение и законопроект «Про занятость населения», существенно сокращающий социальную помощь фактическим безработным, которые занимаются хоть какой-то деятельностью, помогающей им выжить (подробный анализ законопроекта можно посмотреть здесь).
К слову, в преддверии новых протестов против трудового кодекса милиция провела обыск в офисе Конфедерации свободных профсоюзов Украины. В связи с этим ряд профсоюзов, объединенных в Конфедерацию, опубликовал заявление, в котором выражено возмущение действиями работникам правоохранительных органов и требование наказать виновных в подобном произволе.
Прообраз светлого будущего, уготовленного украинцам трудовым кодексом можно было наблюдать на Луганщине: там местный фермер шесть лет держал в рабстве одиннадцать человек, заставляя их работать на своей ферме за еду. Пока что подобные частнопредпринимательские инициативы способны привлечь внимание прокуратуры, однако новые реформы правительства заставляют задаться вопросом: будет ли существенно отличаться условия вольнонаемного труда от положения фермерских «рабов».
Рабочие харьковского приборостроительного завода не намерены прекращать борьбу, несмотря на смехотворные подачки, которые им выплатили вместо погашения задолженности по зарплате. На этот раз рабочие завода провели митинг под стенами обладминистрации, где потребовали от Михаила Добкина выйти к ним и обговорить проблемы предприятия. Однако номинант на премию «Худший начальник года», полностью соответствуя своему амплуа, отделался лишь обещаниями, переданными через своих заместителей. Тем не менее, рабочие угрожают разбить палаточный лагерь на площади, если их требования будут продолжать игнорировать.
Начали собственную забастовку работники херсонского электротранспорта: около ста слесарей и кондукторов перекрыли выезд из депо, не дав троллейбусам выйти на маршруты. К таким действиям рабочих вынудила политика руководства компании, которое массово увольняет рабочих и не выплачивает заработную плату с февраля. Директор компании Михаил Мосин при этом проявил типичные черты отечественного управленца: вначале не пускал журналистов на заседания профкома, где рабочим «рекомендовали» не оспаривать решение руководства, а после забастовки – грозил разобраться с инициаторами забастовки в суде.
Также началась забастовка в Первомайске, где рабочие, недовольные канадскими инвесторами, собирающимися построить при шахте обогатительный комбинат, не выплачивают шахтерам зарплаты.
Цинизм в отношении рабочих показывает и глава Луганской обладминистрации Владимир Пристюк, комментируя возможное сокращение двух тысяч рабочих из Алчевского металлургического комбината и коксохимического завода. Весьма позитивно описывая «оптимизацию труда» в целом, Пристюк заявил, что обладминистрация будет просить владельцев предприятий не сокращать работников, однако вряд ли у нее что-то выйдет. Помимо этого, Пристюк высказался о возможности для уволенных рабочих начать свой собственный бизнес, однако в каких именно сферах должны его строить одновременно выброшенные с работы две тысячи людей, чиновник не уточнил.
Более удачной стала практически сразу же добившаяся успеха забастовка работниц швейной фабрики в Кременчуге, причина которой была той же – невыплата заработной платы.
Своеобразный протест устроили и киевские официанты, организовав сбор подписей за работу во вредных условиях, под которыми они имеют ввиду табачный дым, из-за которого многие работники кафе часто получают серьезные заболевания.
Поводом возмущения для людей становятся и недавно увеличенные тарифы на коммунальные услуги – перед донецким апеляционным судом собрались жители поселка Новый Свет, требовавшие от судей отменить новые тарифы на содержание жилищного фонда. Как отметил один из протестовавших, по всем маленьким городам и поселкам подобный произвол коммунальных служб в установлении новых тарифов происходит постоянно и, как он надеется, эта акция протеста станет примером для всех украинцев.
Между тем, произведенный украинскими рабочими капитал продолжает покидать страну всеми возможными способами: украинский миллионер Эдуард Прутник массово скупает скупает алмазные шахты сразу в нескольких странах Африки.
Не стихает волна забастовок в России, где, как мы писали ранее, уже было зафиксировано максимальное за последние пять лет число стачек. Среди новых забастовок можно назвать стачку на заводе «Молот» в Вятке, также связанную с невыплатой заработной платы и сокращениями среди персонала, забастовку муниципальных работников в Усть-Катаве, протестующих против неудовлетворительных условий труда и неоплаченной работы в ночное время, а также стачку на заводе по производству мороженного в Омске. Не смотря на то, что руководство омского завода пошло на попятный перед рабочим движением, оно все еще продолжает интриговать, инициируя судебный процесс против лидера омского отделения Конфедерации труда России.
Правящий класс Казахстана, еще недавно расстреливавший бастующих рабочих Жанаозеня, уже идет на уступки: руководство шахт корпорации «Казахмыс» согласилось повысить оплату труда горняков на 100%. Помимо этого, рабочие завоевали еще несколько улучшений условий труда, подробнее о которых вы можете прочитать здесь. Такие уступки стали возможны только благодаря активным и сплоченным действиям рабочих, организовавших поддержку бастующей смены шахтеров.
Между тем, рабочее движение Казахстана продолжает расти: за последнее время было зарегистрировано большое количество забастовок и акций протеста, к которым присоединились работники разных отраслей экономики. В дальнейшем можно ожидать только усиления классовых конфликтов, поскольку правительство Казахстана продолжает проводить репрессивную политику в отношении рабочего движения: на днях четверо рабочих, перекрывших железную дорогу на станции Шепте в знак протеста против расстрелов рабочих Жанаозеня, получили тюремные сроки как зачинщики массовых беспорядков.
В то же время забастовочная и протестная активность продолжает находиться на высоком уровне по всему миру: среди последних страйков можно отметить страйк шахтеров в Испании, поддержанную крупнейшими профсоюзами, стачку водителей компании Coca-Cola в США, массовую забастовку работников здравоохранения в Боливии, которая уже вынудила правительство страны пойти на переговоры, и даже забастовку танцовщиц престижного кабаре Crazy Horse в Париже. Помимо этого, следует отметить выступление профсоюзов против пенсионной реформы в Польше (где рабочим теперь предстоит работать до 67 лет), а также новый захват центра Франкфурта-на-Майне активистами движения Occupy, недовольными антикризисной политикой европейских прокапиталистических правительств.
Перенос производства из стран Европы в «Третий мир» позволил европейским странам долгое время избегать масштабных социальных конфликтов. Одним из примеров результатов такого переноса стала публикация, подготовленная компанией «Играй честно 2012», занимающейся мониторингом условий труда рабочих, занимающихся пошивом спортивной одежды для Олимпиады 2012 года в Британии. По статистике «Играй честно», на фабриках, шьющих одежду для Олимпиады, расположенных в Шри-Ланке, Китае и на Филиппинах, постоянно практикуют работы в две смены, выдачу зарплаты ниже прожиточного минимума и отказ в регистрации профсоюзов.
Нечеловеческие условия труда, которые практикуются в странах «Третьего мира», заставляют рабочих бороться за свои права не только забастовками, но и открытыми бунтами – за последнее время состоялся бунт на фабрике Apple в Китае, подавленный полицией, а также столкновения рабочих швейной промышленности с полицией, стачки и даже строительство баррикад в Бангладеше. Забастовка же индийских рабочих, работавших в Анголе, спровоцированная шестимесячными невыплатами зарплаты, вызвала резкую реакцию местных властей, которые подавили ее пулями и слезоточивым газом, а также удерживают оставшихся работников в стране, не выдавая им назад паспорта.