Николай Азаров поручил разработать список мер для поддержки химической промышленности. Он решил, что государство должно помочь производителям органической продукции, резиновых изделий, пластмасс и удобрений – в первую очередь, концерну Ostchem, принадлежащему главе Федерации работодателей Украины Дмитрию Фирташу. Меморандум между правительством и химпредприятиями готовит вице-премьер-министр Юрий Бойко, близкий товарищ и партнёр Фирташа.
Причина в том, что на мировом рынке азотных удобрений сложилась неблагоприятная ценовая ситуация, и украинские производители решили временно остановить заводы, чтобы переждать пик предложения и ближе к концу осени снова продавать свою продукцию по более высоким ценам. Об этом рассказал, в частности, председатель правления фирташевского «Стирола», закрывая завод «на капремонт». С 1 сентября остановлено производство аммиака и карбамида на «Черкасском “Азоте”», 5 сентября остановило цех по производству карбамида для проведения планового ремонта «Северодонецкое объединение “Азот”», также управляемое OstСhem.
Остановился и государственный Одесский припортовый завод, сославшись на поломку коллектора газа. А с 27‑28 сентября начинает ремонт и “Днепразот” группы “Приват”. «Сложившаяся ситуация может продлиться до ноября, пока не окрепнет спрос на мировых рынках и не начнется рост цен на минеральные удобрения азотной группы», – объясняет представитель пресс-службы управляющей компании Дмитрия Фирташа.
С мировыми ценами правительство «химикам» ничем помочь не может, поэтому Кабмину они жалуются на слишком дорогой газ. «Необходимо дать нам возможность хотя бы частично удешевить сырье путем поставок газа собственной добычи. На эту помощь правительства мы рассчитываем», – сообщил руководитель одного из предприятий Ostсhem. Именно об этом и будет идти речь в соглашении, к разработке которого подключили и министра промполитики. По словам главы Союза химиков Украины Алексея Голубова, в меморандуме предполагается удешевить стоимость природного газа для химпредприятий за счет продажи газа украинской добычи.
Газ украинской добычи, стоящий дешевле, чем импортируемый из России, используется для поставок населению и теплокоммунэнерго, которые получают его по льготной цене. Перенаправление этого газа на предприятия г-на Фирташа будет означать дальнейший рост дефицита бюджета НАК «Нафтогаз України» и увеличит вероятность повышения цен для населения.
«Фирташ ежегодно импортирует 8 млрд куб. м газа. В квартальном исчислении потребность его предприятий составляет 2 млрд куб. м. Получается, что для возобновления работы химзаводов правительству придется в этом году забрать этот объем у населения и закупить его у “Газпрома”, дотировав разницу между ценой закупки и тарифами на газ из госбюджета», – объясняет старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. На эти цели, по его расчетам, понадобится не менее $600 млн, и это притом, что “Нафтогаз України” и без того является колоссальной нагрузкой для бюджета.
Особенно интересно, что Ostсhem будет делать с газом, который он самостоятельно закупает в России: очевидно, Фирташ продолжит отбирать у НАК «Нафтогаз України» прибыльные направления поставок, принудительно переводя других промпотребителей на свой дорогой газ, одновременно покупая у НАК для собственного потребления дешёвый газ, добытый в Украине. Этим он занимается с начала года – после того, как в прошлом году скупил большинство облгазов. Ещё в марте главный инженер Крюковского вагоностроительного завода Сергей Лутонин и почетный председатель правления запорожского объединения «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев рассказали СМИ, что в январе-феврале получили письма от Ostchem, которыми их просто поставили перед фактом, что поставки газа будут осуществляться этой компанией, а не «Нафтогазом».
Другим путём пошёл «Днепразот», контролируемый группой «Приват» во главе с Игорем Коломойским: завод сдал своё имущество в аренду «Укрнафте» – госкомпании, добывающей около 2 млрд куб. м газа в год. Тем самым «Укрнафта», контролируемая менеджерами «Привата», получила легальную возможность использовать ежегодно до 700 млн куб. м газа собственной добычи для производства карбамида и аммиака на «Днепроазоте», а не для малоприбыльных поставок населению через НАК «Нафтогаз України». О таких вещах стоит помнить, когда начинаются разговоры о необходимости поднять цены на газ для населения или коммунальные тарифы.
Продолжается успешное «партнёрство» г-на Коломойского с правительством и в других отраслях. Минпромполитики заявило о намерении продлить на следующий год льготы для ферросплавных заводов. По словам министра промышленной политики Михаила Короленко, льготы могут быть продлены для Никопольского, Запорожского и Стахановского завода ферросплавов, а также введены для Побужского ферроникелевого комбината.
Речь идет о снижении цены электроэнергии в полтора раза, с $93 до $60 за 1 МВт-ч. Такое решение было принято 1 октября 2012 года, и с тех пор срок действия постановления неоднократно продлевался. На данный момент он должен закончиться в декабре нынешнего года. Игорь Коломойский выбил себе льготную цену при помощи шантажа, угрожая в противном случае закрыть заводы и сократить рабочих. В результате была повышена цена для остальных промпотребителей, а для генерирующих предприятий закупочный тариф снизили. В результате, по оценкам аналитиков, потери промышленников и генераций достигли 600 млн грн. по итогам года. В обмен на такой щедрый подарок Коломойский пообещал нарастить производство, но этого не сделал: например, Никопольский завод ферросплавов в январе-июле 2013 года сократил производство на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – до 277,7 тыс. тонн. Между тем, трудящимся постоянно рассказывают о необходимости повышать тарифы на слишком дешёвую электроэнергию.
Аналогичным образом обстоят дела и в других сферах. Летом Кабмин подписал меморандум с собственниками металлургических предприятий (которые, правда, зачем-то прикрылись жёлтыми профсоюзами). Им пообещали заморозить тарифы на услуги природных монополий – в том числе «Укрзализныци», которая постоянно жалуется на недостаток средств и планомерно повышает цены на пассажирские перевозки, расправляясь параллельно с независимыми профсоюзами. Единственное обещание со стороны металлургов – не увольнять рабочих – они не выполняют: недавно, например, корпорация ИСД объявила, что собирается уволить 1400 рабочих.
Таким образом, государство и крупный бизнес прекрасно находят между собой общий язык, и единственная сторона, которая неизменно оказывается в проигрыше – это представители трудящихся классов. Те, кому повышают цены на товары потребления, поднимают тарифы на коммунальные услуги и проезд в транспорте, кому снижают зарплату, повышают пенсионный возраст и угрожают увольнением. И так будет ровно до тех пор, пока самим трудящимся не надоест такое положение дел.