События последних недель были примечательны большим количеством протестных акций и забастовок, прошедших по всему миру. Это показывает, что рабочие не намерены мириться с попытками власть имущих и дальше получать сверхдоходы за чужой счет. Пример зашедшего в тупик экономического форума в Давосе показывает, что правящим классам вряд ли удастся реформировать текущую систему и нужно готовиться к обострению классовой борьбы.
Два статистических подсчета из Украины хорошо иллюстрируют то, что социальных взрывов недолго ждать и в Украине. По статистике Фонда общественной безопасноти, в ряде областей выплаты социальной помощи сократилась вдвое. Почти четверть граждан Украины, не желая терпеть самоуправство чиновников и бюрократическую волокиту, не обращаются ни в какие инстанции, чтобы пытаться выбить себе субсидии. Другую симптоматическую статистику предоставила Государственная служба молодежи и спорта. Как заявил ее председатель, за последние 10 лет детская заболеваемость возросла на 27%. Таким образом, доступ к здравоохранению все более превращается из права в привилегию для тех, у кого есть деньги.
Деньги на ремонт обветшавшей промышленности и инфраструктуры также собираются брать с населения. Реконструкция энергоблоков двух электростанций стала поводом для поднятия коммунальных тарифов во Львовской области. Учитывая, что большая часть акций „Захидэнерго” теперь находиться в руках холдинга, принадлежащего Ринату Ахметову, подобных мер стоит ожидать и в других областях, где у Ахметова также находятся в собственности коммунальные предприятия.
Повышением цен на электроэнергию аргументировали повышение и других тарифов чиновники. Пока это касается преимущественно водоснабжения, тарифы на которое поднялись по всей Украине, а в некоторых регионах выросли на четверть. Отдельные случаи повышения тарифов на отопление подсказывают, что ценами на воду коммунальные компании не ограничатся.
На заседании новосозданного Национального трехстороннего социально-экономического совета, который должен был отвечать за „социальный диалог” в украинском обществе, главой совета был избран Дмитрий Фирташ. Учитывая позицию Фирташа, не приходиться сомневаться, что „социальный диалог” будет вестись исключительно в интересах предпринимателей.
Тем не менее, брать на себя ответственность за антисоциальную политику спешит далеко не каждый. Комитеты Верхоной Рады в очередной раз не приняли поправки к проекту нового Трудового кодекса. Во время принятия этого решения активисты АСТ провели акцию, где объяснили собравшимся журналистам и прохожим, что на фоне потуг народных депутатов блюсти нравственность украинцев путем цензуры, те пытаются протолкнуть по-настоящему неприлично попирающий права рабочих Трудовой кодекс.
В грабеже украинских граждан заинтересованы не только отечественные капиталисты. Международный валютный фонд по прежнему настаивает на необходимости повышения тарифов на газ, руководствуясь своими неолиберальными принципами.
Симптоматичной для Украины также является новость об отравлении работниц текстильного предприятия „Глория-Джинс” в городе Рубежное на Луганщине. Из-за действий руководства, которое сначала завезло покрытую токсичной краской ткань на предприятие, а затем принуждало работниц продолжать трудиться, несмотря на недомогание. В результате 22 из 32 женщин, находившихся в цеху, были госпитализированы.
Обманутые и оставленные без зарплаты строители, ремонтировавшие стадион „Черноморец” в Одессе, выполнили свое обещание, о котором наш сайт писал ранее. Около 50 рабочих перекрыли движение по одной из центральных улиц Одессы, чтобы привлечь свое внимание к своей проблеме.
Закрытие властями популярного файлообменника ex.ua вызвало волну возмущения в интернете, однако недовольные не ограничились только действиями в пределах сети. По инициативе АСТ стартовала кампания в защиту свободы информации. В рамках первой акции активисты левых организаций и другие противники копирайта украсили памятник Петру Сагайдачному черным пиратским флагом, а в выступлениях упомянули целый ряд существенных проблем, которые вызывает текущая политика по защите авторских прав.
На острие борьбы против расизма и фашизма оказалось украинское студенчество из профсоюза „Прямое действие”. Активисты профсоюза резко раскритиковали провокационную статью в „Новой Тернопольской газете”, авторы которой допускали расистские выпады в сторону иностранных студентов, провели акцию солидарности с крымскими антифашистами, на которых было совершено нападение ультраправых футбольных фанатов, а несколько позднее – противостояли провокациям ВО Свободы, пытавшейся прийти на акцию протеста студентов Международного медицинского колледжа. Студенты колледжа, фактически выкинутые администрацией из своих общежитий, заявили про неприятие политических партий в своем протесте, тем не менее, „свободовцы” цинично вклинились со своими партийными знаменами в ряды протестующих, так что тем пришлось уйти в стороны Верховной Рады. ВО Свобода, заявляющая об объединении всех сил против министра Табчника, фактически раскалывает студенчество своими действиями.
Тяжелое экономическое положение в Беларуси не мешает Лукашенку снижать налоги на бизнес. Таким образом правительство Беларуси пытается привлечь инвестиции в экономику страны в самый разгар экономического кризиса. Однако сами беларусы относятся к подобной политике без одобрения – на днях в Пинске бастовали сотни работников пошивочного цеха, готовые продолжать свой протест перекрытием дороги. Точно так же организовали забастовку работники белорусско-немецкого предприятия «Санта-Бремор». Примечательно, что последним повысили зарплату сразу же, испугавшись инспекции немецких соучредителей. Пытаясь предотвратить новые вспышки протестов, прокуратура и военкоматы города Машкевича вызывают к себе рабочих завода «Гранит» с целью давления.
Пока основное внимание в России приковано к выборам и связанным с ними протестам, также продолжается и борьба рабочих на местах. Рабочие автостроительного завода в Калуге начали итальянскую забастовку, инициированную профсоюзом, на который оказывалось значительное давление со стороны администрации.
Несмотря на варварский расстрел бастовавших нефтяников в Жанаозене, рабочие Казахстана все равно продолжают бороться за свои права. С требованием поднять зарплаты выступили работники сталелитейного завода города Жезказган, а рабочие-строители Атырау даже начали забастовку, предъявив аналогичные требования. В то же время казахские власти продолжают репрессии против рабочих активистов Жанаозена.
Глубокий кризис Еврозоны заставляет правительства Евросоюза проводить все более антисоциальные реформы. Недавно аналитики Еврокомиссии опубликовали так называемую „белую книгу” с рекомендациями ко всем странам-учасницам Евросоюза повысить пенсионный возраст, привязав его к продолжительности жизни. После принятия этих рекомендаций правительствам стран, средний возраст ухода на пенсию будет равняться 65 годам.
Позитивный пример борьбы дает Греция, где протестующие отметились целым рядом ярких и результативных акций. Особо следует отметить захваты трудовыми коллективами мест своей работы, так, в Килкисе врачи захватили собственную больницу, недовольные урезанием средств, выделяемых на здравоохранение, выдав при этом обращение к греческой общественности. В Салониках рабочие кондитерского магазина также захватили место своей работы, недовольные увольнениями и сокращением заработной платы. Еще более драматическая ситуация сложилась вокруг телеканала «Альтер». Журналисты, с начала кризиса отказавшись вещать то, что угодно владельцу телеканала – сверхбогачу Йоргосу Курису, уже год как были лишены ним заработной платы, однако по прежнему продолжали делать репортажи об истинном положении дел в Греции. В конце концов, журналисты захватили здание телеканала, а когда им демонтировали трансляционную антенну – продолжили выпускать новости в Интернете.
10 февраля вся Греция вышла на всеобщую 48-часовую забастовку, требуя отмены новых мер экономии. Не желая больше разгонять манифестантов и бастующих, объявил о своем неповиновении профсоюз полицейских, пригрозив выдать ордера на аресты чиновников из МВФ, если те не прекратят требовать от Греции принятия новых «реформ». В целом население Греции все больше радикализируется – согласно последнему подсчету, за революционные изменения выступает треть опрошенных греков, против 11% в статистике 1999 года. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать хоть каких-то шагов со стороны Коммунистической партии Греции – в своем желании заполучить новых сторонников, функционеры КПГ без каких-либо проблем позволяют выступать неонацистам перед бастующими рабочими Аспропиргоса
Вторая по «проблемности» страна Евросоюза – Испания, также не молчит. Наиболее своеобразной стала акция пожарных в Барселоне – протестуя против урезания бюджетных средств, они залили пеной для тушения пожаров площадь перед отделением Министерства внутренних дел (практически так же поступили и пожарные в Брюсселе, требуя уменьшения пенсионного возраста). Несмотря на многотысячную демонстрацию в Мадриде против реформ трудового законодательства, правительство Испании все же приняло решение о их проведении. После этого на улицы испанских городов вышло около миллиона протестующих. Активное участие в демонстрациях приняли активисты анархо-синдикалистской Национальной конфедерации труда. НКТ также поддержала протест работников-инвалидов в Гваделахаре, которым пять месяцев не выплачивали зарплату. Только благодаря неоднократным акциям протеста начальство удовлетворило требования рабочих.
Анархо-синдикалисты находятся на острие социальных протестов и в Польше, где они стали инициаторами акций против закрытия общественных школ, а также убеждают недовольных учеников и их родителей продолжать борьбу с помощью оккупации школ.
Массовые протесты в Румынии увенчались успехом – в отставку уходит правительство, вызвавшее недовольство своими мерами жесткой экономии. Однако только от самих румын по-прежнему зависит, станут ли их новые начальники выполнять драконовские меры МВФ.
Не устояла перед наступлением неолиберальной идеологии и компания Nokia – чтобы конкурировать на рынке, корпорация переносит производство своей продукции в потогонные мастерские Азии. Помимо этого, под угрозой увольнения оказываются около четырех тысяч работников компании в Финляндии, Венгрии и Мексике.
Февраль был отмечен большим количеством забастовок европейских транспортников, которые парализовали сообщение в нескольких странах Европы. К примеру, всеобщая забастовка в Бельгии не позволила приземлиться в Брюсселе целому ряду политиков, приехавших туда на саммит. Ангеле Меркель и ее коллегам пришлось приземляться на военной базе, и лишь оттуда ехать на саммит на автомобилях.
В Португалии, транспортники, недовольные попытками правительства реструктуризировать их отрасль, также объявили забастовку, остановив транспортное сообщение в стране на сутки. Помимо этого, в связи с приездом в страну чиновников МВФ и Европейского Центрального Банка, в Португалии была проведена крупнейшая за 30 лет демонстрация, во время которой на улицы вышло около ста тысяч человек.
Во Франции рабочие Air France начали забастовку, чтобы защитить собственное право на стачку– во французском парламенте в это время проводятся слушания законопроекта, который ограничивает права на страйк среди транспортников. Из-за забастовки была отменена примерно половина рейсов. Почти три четверти работников Air France являются членами профсоюзов и с одобрением относятся к защите своих прав такими методами.
Меньшими, однако заметными, являлись забастовки в Германии – во Франкфурте-на-Майне бастующими была частично блокирована работа самого большого в Германии аэропорта, из-за чего сразу же были отменены рейсы на 140 маршрутов. Забастовки и попытки организовать переговоры проводились работниками аэропорта уже давно. Свое желание присоединиться к забастовке несколько позднее высказали и авиадиспетчеры. К моменту их присоединения к забастовке были отменены уже 1400 рейсов. Экономическая ситуация в ФРГ тем временем продолжает ухудшаться – в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия за неуплату были отключены от электроэнергии, в то время как германское правительство тратит миллиарды на спасение греческих банкиров.
Также, как в Греции, рабочие других стран практикуют захват собственных предприятий для защиты собственных прав. В ответ на первый за более чем 50 лет в истории Британии локаут, рабочие захватили завод в Ливерпуле. Не ожидавшая таких решительных действий, администрация сразу же пошла на попятный. Аналогичным способом действовали и рабочие города Флоранжа, захватив свое сталелитейное предприятие с целью не допустить его расформирования.
В США рабочие чикагской фабрики также захватили собственное предприятие в связи с попыткой администрации закрыть его. Рабочие быстро добились решения о продолжении работы еще на 90 дней, во время которых они и руководство должны договориться о судьбе предприятия. Вполне возможно, что после истечения срока владеть фабрикой станет кооператив рабочих. С рабочими, захватившим завод, выразили свою солидарность активисты движения Occupy, выразив готовность разбить свой лагерь перед фабрикой. Само движение переживает сейчас не лучшие времена: в Вашингтоне полиция ликвидировала последний большой лагерь «Occupy». Время покажет, смогут ли активисты возродить свои акции с наступлением весны и улучшением погоды.
Забастовочная активность добирается и до более «спокойных» стран. В Канаде рабочие двух больниц Эдмонтона забастовали, пытаясь добиться повышения зарплаты и улучшения условий труда.
Благодаря решению Всеизраильского суда по трудовым конфликтам, раскритикованного руководством государства, в Израиле началась бессрочная забастовка, инициированная крупнейшим израильским профсоюзом Гистадрут. В результате стачки было частично блокировано транспортное сообщение, часть предприятий и банков, а также органов местных администраций. Компромисс, достигнутый с властями в результате забастовки был двояким – с одной стороны, профсоюз добился значительного улучшения условий труда для рабочих, однако обязался не проводить новых забастовок в течении трех лет, что развязывает для правительства возможности для нового наступления на трудовые права.
По прежнему продолжаются крестьянские бунты в Китае. На этот раз выступили крестьяне деревень Панхе (Восточной и Западной), выгнав представителей администрации и начав руководить своими деревнями на основе самоуправления. Все большему количеству китайских деревень приходиться выступать против захватов их земель, на что их вдохновляет удачное сопротивление села Укань.
Масштабная забастовка, в которой приняли участие несколько миллионов человек, началась в Индии. Из-за того, что бастовали работники практически всех сфер труда, в ряде городов жизнь практически замерла. Индийцы бастовали за улучшение условий труда, обеспечения социальными пакетами и неукоснительного соблюдения прав рабочих. Несколько позднее Индия отметилась более необычным случаем защиты прав рабочих – третьего марта, в международный день прав секс-работников, около 25 тысяч работников секс-бизнесса из Калькутты объединились для защиты своих прав, часто нарушаемых в подобной маргинализированной сфере, в единый союз.
Целая волна забастовок прокатилась по Индонезии, которая, несмотря на экономический бум, связанный с постоянным перенесением производства в страны «третьего мира», сталкивается с систематическим нарушением рабочих прав и урезаниями зарплат. В частности, благодаря забастовкам удалось остановить деятельность корпорации Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc., являющуюся крупней в мире меднодобывающей компании.
Эффективной по результатам была и акция протеста камбоджийских рабочих-текстильщиц. Благодаря активным действиям, включавшим разбивание окон фабрики и перекрытие автомагистрали, владелец предприятия сразу же пошел на попятную и удовлетворил основные требования восставших.